Найден новый ген-«переключатель» ожирения — Naked Science
03.02.2016, 06:35

Найден новый ген-«переключатель» ожирения

Однояйцевые близнецы могут быть идентичны во всем, но различаться телосложением. Изучение этого странного феномена позволило ученым обнаружить ранее неизвестный механизм развития ожирения.

Untitled

То, что наследственность во многом определяет склонность к ожирению, давно не является секретом. Однако обнаруженные к настоящему моменту гены, которые ведут к этому, объясняют далеко не все. Особенно странным выглядит «избирательность» ожирения у некоторых однояйцевых близнецов: геномы их совершенно идентичны, однако один из них может страдать ожирением, а другой иметь вполне нормальное телосложение.

Этот феномен может объясняться разницей в микробиоте их кишечников, а может быть связан с эпигенетическими различиями – иначе говоря, тонкой «настройкой» их одинаковых генов. Такие особенности возникают и меняются в течение жизни в ответ на воздействие факторов внешней среды и могут частично передаваться по наследству.

Большой резонанс получило исследование эпигенетики «детей голодной зимы» – целого поколения жителей Нидерландов, выросших в конце Второй мировой войны, когда оккупировавшие страну гитлеровцы вывозили из страны практически всю пищу для нужд собственного измотанного войной населения. Тогда было показано, что дети, рожденные в эти годы и сразу после, имеют высокую склонность к ожирению, которую сами затем передавали по наследству. Однако конкретные эпигенетические факторы этого явления остались неизвестными.

К эпигенетике привела и недавняя работа немецких физиологов во главе с Эндрю Посписиликом (Andrew Pospisilik) из Фрайбурга. У лабораторных мышей, имевших одну копию гена Trim28, ученые заметили странную склонность вырастать либо с серьезным ожирением, либо с исключительной худобой, но практически никогда со средним телосложением. Ранее было известно, что этот ген участвует в регуляции активности других генов посредством эпигенетических модификаций. Trim28 проявляет повышенную активность в клетках жировой ткани, а также в гипоталамусе – области мозга, ответственной, в частности, за появление чувства голода.

В отличие от мышей, люди несут две копии Trim28, и чтобы оценить его влияние на организм, Посписилик с коллегами изучил пробы биопсии у детей – пациентов медицинских клиник. Они оценивали активность синтеза регуляторного белка TRIM28, показав, что она аномально понижена у детей с ожирением. Более того, в исследовании участвовали 13 пар близнецов. В каждой паре один из братьев страдал избыточным весом. У них же ученые обнаружили низкую активность TRIM28.

«Мы показали, что можно иметь ярко выраженное ожирение без каких-либо генетических факторов ожирения», – говорит ученый. Остается выяснить, какие факторы запускают работу этого эпигенетического механизма. Сам Эндрю Посписилик указывает на возможную роль привычек матери – курения или диеты, – но это будет темой уже следующих исследований.