Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
29.11.2017
Редакция Naked Science

Начались клинические испытания вещества, запускающего самоуничтожение раковых клеток

Группа ученых США приступила к первой фазе клинических исследований препарата, который заставляет клетки раковых опухолей мозга уничтожать самих себя.

obshhie-svedenija-o-zabolevanii1

Действующее вещество нового перспективного препарата получило название PAC-1. Сейчас вещество проходит вторую часть первой фазы клинических испытаний; на этом этапе исследователи проверят его на негативные эффекты в сочетании с другими препаратами. В экспериментах примут участие пациенты с полиморфной глиобластомой и анапластической астроцитомой – опасными формами рака, которые локализуются в головном мозге, его оболочке и сосудах.

Вещество PAC-1 было открыто еще 10 лет назад; способность легко проникать через гематоэнцефалический барьер сделали его перспективным лекарством для терапии опухолей мозга. Его мишень – прокаспаза-3, фермент, аномально активная экспрессия которого наблюдается во многих видах раковых клеток. Предыдущие исследования показали, что PAC-1 цитотоксична для клеток с повышенной экспрессией прокаспазы-3 и запускает в них процесс запрограммированной смерти – апоптоз. PAC-1 уже прошел испытания на лабораторных культурах раковых клеток, грызунах и собаках; эксперименты на клетках и животных показали, что вещество возвращает экспрессию прокаспазы-3 к норме у раковых клеток, а на здоровые не воздействует.

У собак, больных различными видами рака мозга, после применения PAC-1  в комбинации с известными препаратами дало уменьшение объема опухолей и никаких побочных эффектов, кроме слабых расстройств пищеварительной системы.

До сих пор исследования с PAC-1 без других препаратов не дали сколько-нибудь значительных улучшений у пациентов с раком мозга, поэтому сейчас исследователи проверяют его на эффективность в сочетании с другими препаратами, в частности, темозоломидом – стандартным препаратом для химиотерапии рака мозга. На сегодняшний день средняя продолжительность жизни пациентов после стандартной терапии составляет 15 месяцев.

По материалам, предоставленным Университетом штата Иллинойс порталу Science Daily.