Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
Редакция Naked Science

Мужчин-астрономов уличили в сексизме

Американские ученые пришли к выводу, что женщин-астрономы сталкиваются с сексуальным домогательством и расизмом на рабочем месте чаще мужчин.

rennews8

В последнее время растет количество исследований, объектом изучения которых выступает дискриминация в сферах образования и науки. Так, известно, что в XXI веке, как и в XX-м, преподаватели склонны скептически относиться к достижениям девочек в математике и занижать им оценки. Недавняя работа также показала, что женщины по-прежнему значительно хуже представлены в областях инженерии, химии и физики, причем тенденция связывается как с возможным притеснением со стороны мужчин, так и со стереотипами, которые восходят к детству и ограничивают интерес к точным наукам. Наименее ясно, как подобные эффекты сочетаются с социальной стратификацией по этническому или расовому признакам.

Чтобы выяснить это, сотрудники Иллинойсского университета в Урбана-Шампейне, Института космических исследований и Американского астрономического общества (AAS) провели опрос среди 474 планетологов и астрономов, включая 286 женщин. Выборка формировалась с помощью объявлений в рамках 225-й встречи AAS и в блоге Women in Astronomy Blog. Подавляющее большинство респондентов (355 человек) были европейцами, также участие в работе приняли метисы, латиноамериканцы, афроамериканцы, американцы ближневосточного, азиатского происхождения и индейцы. Анкета включала в себя 39 пунктов об опыте столкновения с проявлениями расизма, сексизма и иными оскорблениями.

Полученные данные авторы сравнили по половому признаку. Результаты показали, что с сексистскими комментариями от коллег в свой адрес по меньшей мере однажды сталкивались 79 процентов опрошенных женщин. Для мужчин показатель составил 63 процента. Кроме того, женщины чаще сообщали о комментариях в отношении физических и умственных способностей (56 процентов против 43 процентов) и этнической принадлежности. Значительно реже мужчины слышали замечания о феминности, тогда как с упреками в избыточной мужественности сталкивалась половина женщин. Схожая тенденция наблюдалась при оценке взаимодействия с руководством и остальными людьми.

Отдельно ученые отмечают показатели женщин неевропейского происхождения: они чаще остальных респондентов имели опыт расистских, сексистских комментариев и оскорблений в адрес физических и когнитивных способностей. Примерно треть таких сотрудниц заявили, что из-за враждебного климата не чувствуют себя безопасно на рабочем месте, 18 процентов из них по той же причине избегают профессиональные мероприятия. По мнению авторов, агрессия со стороны других сотрудников может ограничивать карьерное продвижение. Тем не менее, из-за небольшой выборки и того, что она формировалась неслучайно, опрос не позволяет распространить выводы на все астрономические общества.

Статья опубликована в The Journal of Geophysical Research.

Ранее исследователи уличили в сексизме СМИ.