Поиск однофамильцев прояснил кумовство в науке — Naked Science

Поиск однофамильцев прояснил кумовство в науке

Американские ученые продемонстрировали метод оценки распространенности кумовства, социальной мобильности и дискриминации в научных обществах разных стран на основании встречаемости одинаковых фамилий.

Несмотря на высокую интернациональность, в разных странах организация научной деятельности различается. Так, в Европе, в отличие от США, профессора нередко имеют статус госслужащих, что предполагает специфический порядок приема на работу. Внутренняя и внешняя вариативность систем проявляется и в размерах зарплаты, налогов, ресурсов. Как правило, их изучение направлено на выявление случаев дискриминации. Например, в последние годы ученые все чаще обращают внимание коллег и общественности на низкую представленность женщин в ряде областей знания. Менее ясно то, насколько распространен в академических кругах отдельных государств непотизм (кумовство) и с какими факторами он связан.

Наиболее доступным и недорогим способом такого анализа представляется оценка распространенности фамилий. Последние, в частности, позволяют отслеживать гаплотипы Y-хромосомы (миграцию, социальную мобильность) и даже предсказывать профессиональные достижения. В 2011 году эволюционный эколог Стефано Аллесина (Stefano Allesina) использовал этот метод для изучения непотизма в научном обществе Италии. Годом ранее в республике был введен закон, который передал функции по комплектации штата от департаментов независимым экспертам. Расчеты подтвердили, что с 2000 года встречаемость некоторых фамилий в одних областях науки и их дефицит в других (не только из-за реформы) снизились.

В новой статье эколог совместно с коллегой по Чикагскому университету Джакопо Грилли (Jacopo Grilli) повторил исследование на большем временном масштабе — с 2000 по 2015 годы. Авторы рассмотрели статистику по всем научным сотрудникам с шагом в пять лет: так, в 2000 году их количество составило 52 004, а в 2015 — 54 102 человека. Помимо фамилий в анализ включили три параметра: должность (от ассистента до профессора), специальность и пол. Затем данные сравнили с показателями Франции и США. На вероятность кумовства, согласно гипотезе, указывала работа в пределах департамента двух или более однофамильцев. Этот фактор сопоставляли с направлением деятельности, регионом и нацией.

Результаты показали, что, по сравнению с США, встречаемость одинаковых фамилий в академических кругах Италии и Франции значимо коррелирует с отдельными регионами: Кампанией, Апулией, Сицилией и Провансом — Альпами — Лазурным берегом, Роной — Альпами (с 2016 года объединен в Овернь — Рона — Альпы) соответственно. В то же время однофамильцы в США (на национальном уровне) чаще встречались в точных науках. Например, самой распространенной фамилией среди американских химиков и математиков оказалась Чжан, тогда как у социологов и специалистов в области медицины — Смит. По мнению авторов, это может указывать на более интенсивную миграцию населения в США.

Соотношение ожидаемого и фактического кумовства в разных областях науки в Италии с 2000 по 2015 годы / ©Jacopo Grilli et al., PNAS, 2017

Чаще всего итальянские супруги вместе работали в отделах, если занимались инженерными, геологическими науками и физикой (в Италии женщины при вступлении в брак редко берут фамилию мужчины, и авторы определяли случаи непотизма по двойным фамилиям). Полученные данные также подтвердили, что женщины реже встречаются в некоторых сферах, в частности физике и инженерном деле, и чаще — в биологии и педагогике. Расширенный анализ также показал, что несмотря на принятие закона в научных обществах Италии наблюдается кумовство. Исследователи отмечают, что с учетом простоты и сравнительной надежности метода он может применяться в разных областях — от социологии до генетики.

Подробности работы представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее социологи показали, как политические взгляды населения могут влиять на их научные предпочтения.