Поиск однофамильцев прояснил кумовство в науке — Naked Science

Поиск однофамильцев прояснил кумовство в науке

Американские ученые продемонстрировали метод оценки распространенности кумовства, социальной мобильности и дискриминации в научных обществах разных стран на основании встречаемости одинаковых фамилий.

Несмотря на высокую интернациональность, в разных странах организация научной деятельности различается. Так, в Европе, в отличие от США, профессора нередко имеют статус госслужащих, что предполагает специфический порядок приема на работу. Внутренняя и внешняя вариативность систем проявляется и в размерах зарплаты, налогов, ресурсов. Как правило, их изучение направлено на выявление случаев дискриминации. Например, в последние годы ученые все чаще обращают внимание коллег и общественности на низкую представленность женщин в ряде областей знания. Менее ясно то, насколько распространен в академических кругах отдельных государств непотизм (кумовство) и с какими факторами он связан.

Наиболее доступным и недорогим способом такого анализа представляется оценка распространенности фамилий. Последние, в частности, позволяют отслеживать гаплотипы Y-хромосомы (миграцию, социальную мобильность) и даже предсказывать профессиональные достижения. В 2011 году эволюционный эколог Стефано Аллесина (Stefano Allesina) использовал этот метод для изучения непотизма в научном обществе Италии. Годом ранее в республике был введен закон, который передал функции по комплектации штата от департаментов независимым экспертам. Расчеты подтвердили, что с 2000 года встречаемость некоторых фамилий в одних областях науки и их дефицит в других (не только из-за реформы) снизились.

В новой статье эколог совместно с коллегой по Чикагскому университету Джакопо Грилли (Jacopo Grilli) повторил исследование на большем временном масштабе — с 2000 по 2015 годы. Авторы рассмотрели статистику по всем научным сотрудникам с шагом в пять лет: так, в 2000 году их количество составило 52 004, а в 2015 — 54 102 человека. Помимо фамилий в анализ включили три параметра: должность (от ассистента до профессора), специальность и пол. Затем данные сравнили с показателями Франции и США. На вероятность кумовства, согласно гипотезе, указывала работа в пределах департамента двух или более однофамильцев. Этот фактор сопоставляли с направлением деятельности, регионом и нацией.

Результаты показали, что, по сравнению с США, встречаемость одинаковых фамилий в академических кругах Италии и Франции значимо коррелирует с отдельными регионами: Кампанией, Апулией, Сицилией и Провансом — Альпами — Лазурным берегом, Роной — Альпами (с 2016 года объединен в Овернь — Рона — Альпы) соответственно. В то же время однофамильцы в США (на национальном уровне) чаще встречались в точных науках. Например, самой распространенной фамилией среди американских химиков и математиков оказалась Чжан, тогда как у социологов и специалистов в области медицины — Смит. По мнению авторов, это может указывать на более интенсивную миграцию населения в США.

Соотношение ожидаемого и фактического кумовства в разных областях науки в Италии с 2000 по 2015 годы / ©Jacopo Grilli et al., PNAS, 2017

Чаще всего итальянские супруги вместе работали в отделах, если занимались инженерными, геологическими науками и физикой (в Италии женщины при вступлении в брак редко берут фамилию мужчины, и авторы определяли случаи непотизма по двойным фамилиям). Полученные данные также подтвердили, что женщины реже встречаются в некоторых сферах, в частности физике и инженерном деле, и чаще — в биологии и педагогике. Расширенный анализ также показал, что несмотря на принятие закона в научных обществах Италии наблюдается кумовство. Исследователи отмечают, что с учетом простоты и сравнительной надежности метода он может применяться в разных областях — от социологии до генетики.

Подробности работы представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее социологи показали, как политические взгляды населения могут влиять на их научные предпочтения.

Немецкое судостроительное предприятие Pella Sietas, принадлежащее российской «Пелле», заложило линейный дизель-электрический ледокол проекта 21900М2. Его будет эксплуатировать «Росморпорт».