Мокрецы эпохи эоцена флиртовали методом бабочек — Naked Science

Мокрецы эпохи эоцена флиртовали методом бабочек

Палеонтологи из Боннского университета обнаружили, что ископаемые мокрецы могли обладать накрыльными железами для выделения феромонов по аналогии с современными бабочками. Результаты работы представлены в журнале Scientific Reports.

srep34352-f1

Мокрецы (Ceratopogonidae) — семейство двукрылых насекомых, которые питаются кровью, нектаром растений, разлагающимися органическими материалами. Сейчас мокрецы населяют все континенты за исключением Антарктиды и являются переносчиками заболеваний животных (болезнь синего языка, восточный энцефаломиелит) и человека (туляремия, филяриозы). На борьбу с распространением таких патогенов направлены, в том числе, исследования в области полового поведения мокрецов. Ранее было установлено, что железы, выделяющие феромоны, находятся у них на брюхе.

В новой работе ученые проанализировали морфологию самки мокреца, обнаруженной в 1960 году на территории Индии. По подсчетам исследователей, фрагмент окаменелого янтаря, в котором находится насекомое, восходит к раннему эоцену, его возраст оценивается в 54 миллиона лет. Животное было отнесено к роду Camptopterohelea odora. Непосредственно изучению ископаемого предшествовал длительный процесс шлифовки и полировки образца: необработанный янтарь является непрозрачным. Затем насекомое наблюдали в сканирующий рентгеновский микроскоп.

Результаты показали, что на переднем крае крыльев C. odora расположены выраженные везикулярные карманы с подвижной крышкой и волосками. Прежде подобные структуры не встречались у ископаемых и современных мокрецов. Их аналоги известны только по самцам бабочниц (Psychodidae) и самкам чешуекрылых (Lepidoptera). В последнем случае такие карманы выполняют роль желез, выделяющих феромоны. Расположение желез на переднем краю крыльев позволяет насекомым распылять аттрактанты на максимальное расстояние, тогда как волоски обеспечивают эффект турбулентности, что улучшает распространение веществ.

По словам соавтора работы Джеса Раста (Jes Rust), устройство желез ископаемого мокреца «выглядит значительно более сложным» по сравнению с современными представителями семейства. Предполагается, что такой механизм стал ответом на высококонкурентную среду: схожими инструментами привлечения половых партнеров могли обладать другие животные. Кроме того, для эоцена характерно развитие густой тропической растительности, препятствующей менее агрессивному распылению феромонов.

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.