Миниатюрная плацента раскроет секрет преждевременных родов — Naked Science
27.07.2016

Миниатюрная плацента раскроет секрет преждевременных родов

Ученые из Университета Пенсильвании разработали силиконовую микросхему для моделирования транспортировки питательных веществ через плацентарный барьер. Об этом сообщается в журнале Lab on a Chip.

101-researchersd

«Плацента на чипе» представляет собой силиконовое устройство с двумя параллельными микроканалами, которые разделены пористой мембраной. В рамках моделирования на одной стороне мембраны культивируются клетки трофобласта — в естественных условиях они дают начало внешнему слою оболочек плода. На другой стороне размещаются эндотелиальные клетки с внутренней поверхности кровеносных сосудов зародыша. По мере роста и развития клеток в чипе происходит синцитиализация — формирование синцитиотрофобласта из цитотрофобласта.

«Клетки плаценты меняются во время беременности. Клетки трофобласта фактически сливаются друг с другом, образуя ткань под названием синцитий. Плацентарный барьер при этом становится тоньше — этот процесс, влияющий на транспорт питательных веществ, также моделируется нашим устройством», — пояснил биоинженер Дэн Ха.

По его словам, плацента является одним из наименее изученных человеческих органов. Ее исследование осложняется, в том числе, недолговечностью образцов: они сохраняют жизнеспособность в течение нескольких часов после родов. В настоящее время «плацента на чипе» находится на стадии тестирования, использовать ее планируется главным образом в рамках проблемы преждевременных родов, отметил Ха.

Преждевременно рожденными считаются дети, рожденные живыми на сроке до 37 полных недель беременности. По данным ВОЗ, каждый десятый ребенок в мире появляется на свет недоношенным, в разных странах показатель варьируется от 5 до 18%. Осложнения, вызванные преждевременными родами, являются основной причиной смерти детей в возрасте до пяти лет.

Простой алгоритм действий, предложенный австралийским врачом и серфером, позволит избежать смертельных исходов, связанных с укусом акулы в область нижних конечностей.