02.11.2017
Редакция Naked Science

Марсианские колонисты рискуют столкнуться с необратимыми изменениями в работе мозга

Астронавты, которые полетят на Красную планету в рамках долговременных миссий, могут столкнуться с серьезными изменениями в работе головного мозга, которые, в частности, будут препятствовать чтению и проведению экспериментов.

de16857ca6cb4f679cde9229009c7c91

О первом полете человека на Марс не говорит сейчас только ленивый. Некоторые страны и отдельно взятые корпорации даже осторожно называют сроки будущих экспедиций. Ученым между тем совершенно ясно, что первый полет на Марс будет связан с гораздо большими трудностями, чем полет человека на естественный спутник нашей планеты. Это, в частности, обусловлено значительно большим расстоянием от Земли до Красной планеты и, как следствие, необходимостью проводить больше времени вне условий Земли.

Наука еще недостаточно знает о том, как поведет себя человеческий организм при условии очень длительного пребывания в невесомости. Восполнить пробелы в знаниях постарались Донна Робертс (Donna Roberts) из Медицинского университета Южной Калифорнии и ее коллеги. Результаты своих исследований ученые изложили в издании NEJM.

Применив магнитно-резонансную томографию (МРТ), ученые сравнили мозг 18 астронавтов до и после долгих космических миссий, включая пребывание на борту МКС. Среднее время полета составило 164,8 дня. Кроме этого, исследователи проанализировали показатели работы мозга 16 астронавтов, за плечами у которых были относительно короткие миссии, включая участие в уже свернутой программе «Спейс шаттл». Среднее время полета в этом случае равнялось 13,6 дням.

У 17 из 18 участников долговременных экспедиций ученые наблюдали сужение центральной борозды мозга. Она отделяет двигательную область коры головного мозга от сенсорной зоны коры. Похожие изменения ученые наблюдали лишь у 3 из 16 участников кратковременных космических экспедиций, однако даже это вызывает у специалистов обеспокоенность.

Состояние мозга до и после длительной миссии / ©NEJM

Состояние мозга до и после короткой миссии / ©NEJM

В целом, проведенный анализ выявил изменение расположения отделов головного мозга по отношению друг к другу, а также стенкам черепа. Области, расположенные рядом с глазами или ответственные за восприятие окружающей информации, были сжаты и деформированы, а другие отделы, наоборот, получили расширенные пустоты. Говоря простым языком, при долговременном пребывании в условиях невесомости произошло «всплытие» мозга к верхней части черепа.

Последствия всех этих изменений могут быть весьма драматичными. По мнению ученых, такие изменения в мозге могут привести к потере способности видеть объекты даже на небольшом расстоянии, а также невозможности чтения и проведения экспериментов, пусть даже относительно простых. При этом исследователи не исключают еще более существенных изменений здоровья колонистов с течением времени.