Люди пришли в Австралию на тысячи лет раньше, чем считалось — Naked Science

Люди пришли в Австралию на тысячи лет раньше, чем считалось

Сделать выводы о сроках заселения континента позволило оптическое датирование.

6_20170720h8ueti

Ранее считалось, что первые поселения в Австралии возникли от 47 до 60 тысяч лет назад. Эта оценка основывалась на датировках артефактов, найденных в 1989 году на древнейшей из известных стоянок на континенте — Маджедбебе (Madjedbebe). Благодаря новым находкам из более глубоких слоев ученые «отодвинули» датировку в прошлое. По мнению археологов, люди могли появиться в Маджедбебе около 65 тысяч лет назад.

В глубоко залегающих слоях обнаружили около 11 тысяч артефактов: полированные каменные топоры, камни-терочники для растирания зерен в муку, остатки красок (охры) и блестящего порошка из слюды.

Чтобы определить возраст находок, археологи применили метод оптически стимулируемого люминесцентного датирования (optically stimulated luminescence dating). Он основан на способности кварца, полевого шпата и других компонентов почвенных отложений поглощать излучение радиоактивных элементов (урана, тория, рубидия), присутствующих в других минералах. При поглощении возникают дефекты кристаллической решетки. Скорость, с которой возникают такие дефекты, зависит от количества радиоактивных элементов в образце. Под воздействием света энергия, накопившаяся в «ловушках» дефектов решетки, высвобождается, и образец начинает люминесцировать. По интенсивности этой люминесценции можно определить, сколько времени минерал провел в темноте и когда он в последний раз подвергался воздействию солнечного света.

a) Маджедбебе на карте; b) другие археологические раскопки региона; c) пять основных этапов раскопок в Маджедбебе с 1973 по 2015 год, Nature

Таким образом археологи исследовали песок из глубоких слоев. Чтобы получить как можно более точные данные, на анализ отправили отдельные кварцевые песчинки из 56 разных образцов почвы. Этот метод исследования предметов дополнил данные радиоуглеродного датирования остатков костров, когда-то разведенных на стоянке.

Согласно исследованиям, возраст предметов в самом древнем слое Маджедбебе составляет от 53 до 65 тысяч лет. Эти данные позволяют точнее очертить границы периода, в котором люди начали заселять Австралию. Дальнейшие исследования найденных артефактов расскажут о миграции людей и их образе жизни. Например, анализ остатков зерна на камнях-терочниках позволит делать выводы о рационе первых жителей Австралии.

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Ранее в Австралии обнаружили древнейший шлифованный топор из камня.

Группа биологов смогла отключить ген, отвечающий за длину хвоста у зародыша рыбы данио-рерио, во время экспериментов с геномным редактором CRISPR/Cas13d. Они уверены, что в будущем это поможет разобраться в том, как развиваются эмбрионы человека.