Исследователи научились выявлять «радиационный» рак — Naked Science
12.09.2016
Редакция Naked Science

Исследователи научились выявлять «радиационный» рак

Специалисты смогли выделить отличительные черты раковых опухолей, которые были вызваны радиацией. Открытие позволит более точно оценить вред, который несет ионизирующее излучение.

fotolia_6262958_m

С выводами исследователей из Великобритании можно ознакомиться в издании Nature Communications. В центре внимания специалистов оказались маркеры, позволяющие различать «радиационный» рак и раковые опухоли, которые появились «естественным» образом. Представляющий Кембриджский университет Сэм Беджати (Sam Behjati) и его коллеги смогли выявить специфические повреждения в ДНК. Для этого они проанализировали структуру ДНК клеток рака простаты, который был удален у 12 мужчин. Все эти люди сталкивались с большими дозами излучения перед тем, как у них диагностировали рак.

Были изучены возникшие в клетках мутации, после чего их сравнили с набором повреждений, который имелся в геноме нескольких сотен добровольцев, у которых рак возник «естественным» путем (без радиационного воздействия). Как оказалось, у вызванных радиацией раковых опухолей есть две отличительные черты – большое число делеций и инверсий. Первое представляет собой множественные «пропуски» в структуре ДНК, которые возникают в результате выбивания отдельных «букв» в структуре ее нитей и вырезания таких поврежденных участков клеточными механизмами починки генома. Что же касается инверсий, то они проводят к тому, что участки генетического кода полностью вырезаются, переворачиваются и вставляются на старое место.

Иными словами, при бомбардировке клеток «дождем» радиоизлучения можно наблюдать своего рода разрубание генома на полосы. Таким образом, большое число повреждений появляется практически в один момент. Система починки ДНК в клетках в этом случае не справляется со своими обязанностями, что в конечном итоге приводит к раку.

Данное открытие, по мнению ученых, позволит более точно выявлять вред для здоровья, связанный с утечками радиационных веществ. Кроме этого, специалисты смогут более точно выяснить, какие именно виды рака чаще всего вызывает ионизирующее излучение.

Недавно, напомним, другая группа ученых пришла к выводу, что древнее китайское снадобье «кушэн» являет собой весьма эффективное лекарство от рака.

Ученые на примере Теотиуакана показали, как люди с момента возникновения раннего урбанизма выступали главными геоморфологическими «авторами» ландшафтов и продолжают определять устройство города до сих пор.

Ученым из США и Швеции удалось подтвердить причинно-следственную связь между некоторыми генами и набором лишнего веса.