Исследователи научились выявлять «радиационный» рак — Naked Science

Исследователи научились выявлять «радиационный» рак

Специалисты смогли выделить отличительные черты раковых опухолей, которые были вызваны радиацией. Открытие позволит более точно оценить вред, который несет ионизирующее излучение.

fotolia_6262958_m

С выводами исследователей из Великобритании можно ознакомиться в издании Nature Communications. В центре внимания специалистов оказались маркеры, позволяющие различать «радиационный» рак и раковые опухоли, которые появились «естественным» образом. Представляющий Кембриджский университет Сэм Беджати (Sam Behjati) и его коллеги смогли выявить специфические повреждения в ДНК. Для этого они проанализировали структуру ДНК клеток рака простаты, который был удален у 12 мужчин. Все эти люди сталкивались с большими дозами излучения перед тем, как у них диагностировали рак.

Были изучены возникшие в клетках мутации, после чего их сравнили с набором повреждений, который имелся в геноме нескольких сотен добровольцев, у которых рак возник «естественным» путем (без радиационного воздействия). Как оказалось, у вызванных радиацией раковых опухолей есть две отличительные черты – большое число делеций и инверсий. Первое представляет собой множественные «пропуски» в структуре ДНК, которые возникают в результате выбивания отдельных «букв» в структуре ее нитей и вырезания таких поврежденных участков клеточными механизмами починки генома. Что же касается инверсий, то они проводят к тому, что участки генетического кода полностью вырезаются, переворачиваются и вставляются на старое место.

Иными словами, при бомбардировке клеток «дождем» радиоизлучения можно наблюдать своего рода разрубание генома на полосы. Таким образом, большое число повреждений появляется практически в один момент. Система починки ДНК в клетках в этом случае не справляется со своими обязанностями, что в конечном итоге приводит к раку.

Данное открытие, по мнению ученых, позволит более точно выявлять вред для здоровья, связанный с утечками радиационных веществ. Кроме этого, специалисты смогут более точно выяснить, какие именно виды рака чаще всего вызывает ионизирующее излучение.

Недавно, напомним, другая группа ученых пришла к выводу, что древнее китайское снадобье «кушэн» являет собой весьма эффективное лекарство от рака.