25.02.2015
Редакция Naked Science

Исследован новый класс экзопланет – залитые лавой миры-«вулканы»

За последние пару десятилетий астрономы обнаружили около 2 тыс. далеких экзопланет, вращающихся у других звезд. Среди них – сверхземли размерами в несколько раз больше нашей, ледяные, каменные и покрытые водой; громадные горячие юпитеры и множество других экзотических для нас классов.

protoplanetary-disc-vulcan-planets

Некоторые из известных сверхземель вращаются исключительно близко к своим материнским звездам: орбиты их меньше, чем орбита нашего Меркурия. Неудивительно, что температура на таких планетах может достигать 725°С и поверхность их покрыта расплавленной лавой.

Некоторые астрономы считают, что такие планеты-«вулканы» могут быть исключительно распространены. Возможно, к этому классу относится больше половины планет нашей Галактики. Однако происхождение этих горячих миров остается загадкой. Сформировались ли они на некотором удалении, после чего мигрировали ближе к звездам? Или образовались уже на месте, рядом со звездой? Американские исследователи Джонатан Тэн (Jonathan Tan) и Сурав Чатержи (Sourav Chatterjee) предложили новую теорию формирования планет-«вулканов» – и планетных систем вообще – путем «изнутри наружу».

По их версии, они образуются в непосредственной близости от звезды из потока обломков, мелких тел и пыли, которые она притягивает из более далеких областей своей системы. Это вещество образует вокруг звезды массивное кольцо – основу будущей планеты.

Набирая размеры, планета расчищает участок этого звездного кольца и продолжает притягивать все, что оказывается внутри него. На орбите вокруг звезды остается вещество с более широкой орбитой – и размеры кольца увеличиваются. Это позволяет сформироваться следующей, более далекой от звезды планете. Процесс повторяется снова и снова, пока не образуется целая новая планетная система.

Эту интересную гипотезу подтвердило недавнее исследование 629 планет-«вулканов», показавшее: чем больше расстояние планеты от звезды, тем выше ее масса, что прекрасно согласуется с теорией «изнутри наружу». Остается один вопрос, которым задаются сами авторы идеи: почему все планеты не образуются таким путем – почему, например, наша Солнечная система появилась совсем иначе?

Компания Ричарда Брэнсона сдвинула старт коммерческих суборбитальных полетов на четвертый квартал следующего года. Это связано с доработкой оборудования и новыми тестами.

При помощи функциональной магнитно-резонансной томографии исследователи выяснили, как в мозге представлены абстрактные физические концепции — такие как фермион, гравитация или темная материя. Вне зависимости от родного языка, культуры или места обучения одни и те же концепции оказались очень похоже организованы у всех испытуемых.