Иллюзию резиновой руки оправдали дезактивацией нейронов

Итальянские нейробиологи проанализировали физиологический процесс, который лежит в основе иллюзии резиновой руки. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.

Эксперимент с резиновой рукой предусматривает размещение испытуемого за столом, на котором находится реалистичная резиновая кисть. Одна из рук участника при этом прячется за ширму, а основным условием эксперимента является сосредоточение внимания на искусственной руке. Затем ассистент начинает синхронно поглаживать обе руки двумя кисточками. Спустя несколько минут тактильные ощущения испытуемого локализуются, в большей степени, в области резиновой кисти.

В новой работе ученые повторили эксперимент, одновременно наблюдая за электрической активностью в головном мозге участников. Для этого они использовали технику транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) — этот неинвазивный метод позволяет стимулировать кору мозга при помощи коротких магнитных импульсов. Исходя из полученной обратной связи от участка, иннервирующего движения рук, авторы делали вывод об уровне потенциала действия в местных нейронах.

Результаты показали, что во время проведения эксперимента электрическая активность клеток премоторной коры, связанных с рукой испытуемых, резко снизилась. По мнению ученых, такая реакция говорит о готовности мозга прекратить обеспечение моторной функции конечности. «Мозг больше не рассматривает руку как часть тела, и мы утрачиваем способность ее использовать», — прокомментировала полученные выводы соавтор работы Франческа Гарбарини (Francesca Garbarini).

Похожая иллюзия наблюдается при повреждениях мозга, например, у пациентов с инсультом. Такой человек может быть абсолютно убежден, что парализованная вследствие болезни конечность ему не принадлежит — вместо этого он считает собственностью чужую конечность. Ожидается, что проведенное исследование поможет в совершенствовании методов реабилитации таких пациентов. Кроме того, оно может быть полезно в изучении других расстройств, связанных с нарушением схемы тела.