Описана сенсорная иллюзия «силового поля» вокруг тела — Naked Science

Описана сенсорная иллюзия «силового поля» вокруг тела

Модифицированный эксперимент с резиновой рукой продемонстрировал работу сенсорной карты ближайшего к телу пространства.

3d-graphics_force_field_020947_

Поверхности нашего тела и лица на постцентральной извилине коры головного мозга соответствует четкая сенсорная карта, группы нейронов, которые отображают происходящее с рукой, поясницей или губами – сенсорный гомункулус. Но такая же карта существует и для ближайшего к телу, «периперсонального» пространства. Она помогает нам оперировать предметами и защищает нас – например, брать со стола ручку или инстинктивно уклоняться от случайной ветки в лесу.

Окончательные доказательства этому были получены в конце 1990-х в экспериментах на обезьянах. Ученые из команды Майкла Грациано (Michael Graziano) показали, что определенные нейроны коры срабатывают при появлении объекта в ближайшей к телу области пространства. Кроме того, их стимуляция заставляла животных инстинктивно отклонять голову или конечности, как будто отводя их от опасного сближения.

Судя по всему, такая карта периперсонального пространства имеется и в нашем мозге. Оригинальное – хотя и косвенное – доказательство этому представили ученые шведского Каролинского института, статья которых опубликована в журнале Cognition. Хенрик Эрссон (Henrik Ehrsson) и его соавторы продемонстрировали возникновение иллюзии, которая может вызываться сбоем в сенсорной карте ближайшей к телу области пространства.

За основу психологи взяли классический эксперимент с резиновой рукой, в котором подопытный сидит за столом, спрятав одну руку за ширму. При этом на столе лежит такая же рука из резины. Экспериментатор синхронно водит кисточками и по настоящей руке, и по искусственной, на которую смотрит подопытный. Довольно быстро у него возникает чувство, будто рука принадлежит ему.

В модифицированной Эрссоном версии эксперимента участвовал 101 доброволец. В целом все происходило точно по классической схеме, за тем исключением, что экспериментатор не прикасался к резиновой руке кисточкой, а водил невысоко над ней. Те же движения одновременно совершались и для настоящей, спрятанной за ширмой руки подопытного, хотя ее при этом касались кисточкой. В результате человек ощущал мягкие прикосновения к настоящей руке, но видел кисточку, которая движется прямо над резиновой рукой, примерно в 10 см.

Вскоре подопытные начинали чувствовать резиновую руку своей, а в пространстве между нею и кисточкой – присутствие словно «магнитного силового поля», которое упруго отклоняет ее движения. Но интереснее всего оказались обстоятельства, при которых иллюзия пропадает.

В частности, связать наблюдаемые движения с тактильными ощущениями не получается, если кисточка унесена от руки дальше 30–40 см – видимо, за пределы нашего периперсонального пространства. Не возникает она и если между кисточкой и рукой помещается металлическая преграда: она не может представлять опасность, ее нельзя взять рукой, и кисточка словно «исключается» из сенсорной карты.