Химики указали на возможность космического происхождения фосфатов — Naked Science
01.10.2018

Химики указали на возможность космического происхождения фосфатов

Ученым удалось показать, что ключевые компоненты всех живых организмов — фосфаты — могли появиться в космосе и попасть на молодую Землю с кометами и астероидами.

phosphate0

Считается, что большинство — если не все — «кирпичиков жизни», соединений, составляющих основу биологических макромолекул, были занесены на молодую Землю из космоса с падавшими на нее кометами и астероидами. В самом деле, в составе далеких межзвездных облаков газа и пыли удается обнаружить простые органические молекулы, а в составе более близких астероидов — даже аминокислоты. Труднее оказалось с фосфатами: только сейчас удалось показать, что и эти вещества могут иметь «внеземное» происхождение.

Для жизни во всех известных нам формах фосфаты абсолютно необходимы. Они соединяют азотистые основания, образуя основу цепочек РНК и ДНК, входят в состав носителей энергии — молекул АТФ, — а также клеточных мембран. Молодая Земля, подвергавшаяся активной бомбардировке небесными телами, должна была получить фосфаты от них. И действительно, команде профессора Университета Гавайев в Маноа Ральфа Кайзера (Ralf Kaiser) удалось показать, как эти соединения могли появиться в космосе. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Communications

Химики проводили эксперименты в условиях, имитирующих реальное космическое пространство — в вакуумной камере при температуре около пяти Кельвинов (-268 °C) и под действием ионизирующей радиации. В таких условиях микроскопические крупицы замерзшей воды и углекислого газа взаимодействовали с частицами фосфина (гидрида водорода – все эти соединения действительно обнаружены в космосе) и образовывали различные фосфорные оксикислоты, включая и обычные орто- и дифосфаты, необходимые для жизни.

«На Земле фосфин крайне токсичен, — говорит один из авторов работы. — Но в межзвездной среде его необычная химия позволяет протекать необычным реакциям и дает начало биологически важным молекулам».