Эксперты о квантовых компьютерах
17.05.2017
Редакция Naked Science

Геологи назвали причину первого массового вымирания

О возможной причине вымирания рассказали породы, содержащие ртуть.

nankinolithus

Жизнь на Земле перенесла пять крупных массовых вымираний — периодов, когда на всей планете резко сокращалось видовое разнообразие. Почти все массовые вымирания уничтожали большую часть видов. Например, «великое» пермское вымирание около 250 млн лет назад пережили только 30% видов наземных позвоночных и 4% морских видов.

Первое известное нам масштабное вымирание произошло около 450–440 млн лет назад, на границе ордовикского и силурийского периодов. Два всплеска вымирания затронули практически все основные таксоны той эпохи, выжили только около 15% процентов видов. Сложные многоклеточные организмы тогда обитали в основном в море. Сильнее всего пострадали такие морские организмы, как брахиоподы и мшанки: треть видов этих животных не пережила вымирание.

Существует несколько гипотез, объясняющих катастрофу. Ряд ученых считают, что виновато оледенение: температура упала, а ледники поглотили часть морской воды, поэтому не все морские обитатели смогли выжить. Сравнительно непопулярная сейчас гипотеза обвиняет гамма-всплеск, порожденный взрывом гиперновой звезды — возможно, тогда пострадал озоновый слой и фауна Земли не выдержала сильного ультрафиолетового излучения.

Одна из самых распространенных версий — воздействие вулканов. Новые доказательства этой гипотезы нашли авторы работы, опубликованной в журнале Geology. Они изучили образцы осадочных пород, собранные в Китае и Северной Америке. Эти породы образовались на рубеже катианского и хирнантского этапов последней стадии ордовикского периода.

Образцы пород, возникших незадолго до вымирания, отличаются повышенным содержанием ртути — и в Китае, и в Америке. Ученые связывают это с активностью вулканов, поскольку во время извержений в атмосферу выбрасываются значительные количества ртути. Исследователи выделили три отрезка времени, когда уровень ртути в породах возрастал, и связали их с предполагаемыми периодами активного вулканизма в крупных магматических провинциях. По мнению ученых, именно активность вулканов могла вызвать похолодание, которое уничтожило множество видов. Во время извержений в воздух выбрасываются сульфатные аэрозоли — взвесь мелких частиц, отражающих солнечные лучи. Поскольку энергия Солнца не достигала Земли, температура начала падать. Со временем это и вызвало оледенение и понижение уровня моря.

Регионы, в которых сформировались исследованные породы, Geology

Второй всплеск вымирания мог быть связан с обратным процессом. Возможно, когда температура начала повышаться, погибли организмы, которые успели адаптироваться к более холодной воде и низкому уровню моря.

Ранее ученые нашли подтверждение «вулканической» теории пермского массового вымирания — наиболее глобального вымирания в истории планеты.