27.02.2017
Редакция Naked Science

Гены матери и отца могут работать по отдельности

Ученые обнаружили, что в некоторых случаях клетки нашего организма «предпочитают» использовать гены, полученные лишь от одного из родителей.

neurons

Принято считать, что нашему организму «все равно», от кого из родителей получена та или иная копия гена. Но иногда клетка активирует лишь гены, полученные от матери или отца – к такому неожиданному результату пришли ученые из Университета Юты, статью которых публикует журнал Neuron.

Кристофер Грегг (Christopher Gregg) и его команда исследовали активность генов в нейронах новорожденных мышей – и главное их внимание привлекли клетки дорсального ядра шва, части продолговатого мозга, которая играет важную роль в обмене серотонина. Ученые обнаружили, что около 85 процентов генов у этих нейронов активируются избирательно – либо с хромосом, полученных от матери, либо с тех, что были унаследованы от отца. Вскоре эта асимметрия пропадала: уже на 10-й день после рождения число асимметрично активировавшихся генов падало до 10 процентов.

Максимально асимметрия проявлялась в ядрах шва, однако ученые провели широкомасштабный скрининг данных в генетических библиотеках и обнаружили, что это же свойственно и другим областям мозга, а также прочих органов тела. Среди этих генов у мышат авторы выделяют паралог человеческого гена DEAF1, нарушения активности которого могут быть связаны с развитием аутизма и других расстройств.

Вообще, ученые пока что затрудняются назвать биологическую роль такой неравной экспрессии генов, однако уверены, что она имеет большое значение и для развития мозга, и для связанных с ним болезней – и может объяснить некоторые их парадоксы. Например, Греггу и его соавторам удалось показать, что в некоторых случаях нейроны экспрессируют мутантную, поврежденную копию гена, хотя по соседству имеется вполне нормальный здоровый вариант.