02.10.2018
Редакция Naked Science

Генетики ускорили доместикацию физалиса, чтобы получить из него «новую клубнику»

Технологии генетической модификации позволяют проводить одомашнивание физалисов в ускоренном порядке и получать подходящие для промышленного выращивания вкусные ягоды.

physalis
©Wikipedia / Автор: Екатерина Лебедева

В России физалис популярен как декоративное растение, однако плоды его съедобные, а у некоторых видов — даже вкусные. Нередко физалис действительно выращивают для употребления в пищу, но его ягоды слишком малы и капризны в культивировании. Можно сказать, что полноценного одомашнивания физалиса пока не произошло, отчего это растение имеет лишь ограниченное экономическое значение.

Однако современные технологии генетической модификации позволили американским биологам в разы ускорить процесс доместикации физалисов Physalis pruinosa, пройдя за считаные месяцы тот путь, на который селекционерам древности потребовались бы десятилетия и столетия. «Я уверен, что при правильном подходе к делу физалис, “земляная клюква”, может стать важнейшей ягодой», — говорит Захари Липман (Zachary Lippman) из Медицинского института Говарда Хьюза, один из авторов работы.

В статье, опубликованной в журнале Nature Plants, Липман и его коллеги отмечают, что физалис можно назвать одним из самых перспективных для массового выращивания новых ягодных растений. Он хорошо переносит жару и засуху, обладает сложным приятным вкусом и чаще всего употребляется в пищу в некоторых регионах своего естественного ареала — в Центральной и Южной Америке. Более масштабное выращивание физалисов ограничивается их невысокой продуктивностью — и прежде всего ученые обратились к этой проблеме.

Для начала авторы секвенировали геном растения. Физалисы относятся к семейству пасленовых, куда входят также картофель и помидор. Поэтому предыдущие исследования ДНК помидоров позволили и у родственного им физалиса идентифицировать гены, ответственные за нужные признаки — форму и размеры плодов и цветков. Наконец, ученые использовали ГМ-технологию CRISPR, чтобы целенаправленно отредактировать эти гены, добившись заметного увеличения размеров ягод.

Впрочем, по словам Захари Липмана, работа только начинается. Ученые планируют еще повысить продуктивность физалисов, улучшить их вкус, цвет и аромат, превратив их в «новую клубнику», которая выращивается повсюду и везде популярна. В конце концов, в мире остаются десятки «орфанных» растений, которые культивируются лишь ограниченно. Возможно, ГМ-технологии позволят окончательно одомашнить и их.