Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
23.05.2014
Редакция Naked Science

У насекомых обнаружили признаки интеллекта

Подобно высшим млекопитающим, мухи действуют не инстинктивно, а собирают информацию и анализируют ее, прежде чем сделать окончательный выбор. Этому свойству они обязаны гену FoxP, который есть и у человека.

fruit fly

Согласно результатам новейшего исследования, опубликованного в журнале Science, фруктовым мушкам требуется некоторое время, чтобы сделать окончательный выбор между двумя запахами.

Ученым удалось отследить источник подобного «интеллекта» у насекомых: ген FoxP. В процессе принятия решения в их мозгу активируется менее 200 нейронов.

Ген FoxP присутствует также в ДНК человека и ассоциируется со способностью к обучению и речью. Сбор и обработка информации до принятия решения считаются одними из важнейших признаков интеллекта.

Чем туманнее информация, тем сложнее процесс выбора, а значит, больше времени требуется для решения. Именно так работает мозг человека и всех приматов, а также других млекопитающих: крыс, мышей, собак и т. д. Как оказалось, признаки такого рода интеллекта есть и у насекомых.

Перед нами явное доказательство когнитивного процесса в простейшем мозгу. Многие считают насекомых чем-то вроде примитивных минироботов, которые реагируют чисто инстинктивно на любые сигналы. Теперь мы знаем, что это не так.

– Профессор Геро Мизенбёк, Оксфордский университет

Вначале ученые натренировали мух избегать определенного запаха при некоторой интенсивности, а затем предложили им выбор между запахом на опасном уровне и более слабым. Когда разница в интенсивности была велика, мушки всегда выбирали более слабый, однако при разнице в 10% выбор становился все сложнее.

Чем труднее было различить запахи по интенсивности, тем больше времени требовалось насекомым, чтобы сделать выбор. Фактически, мухи действовали согласно математической модели, описывающей процесс принятия решения у людей.

Согласно этой модели, мозг насекомого точно так же собирает все больше и больше информации, пока ее не становится достаточно, чтобы с уверенностью сделать выбор.

Мухи, у которых этот процесс длился особенно долго, изучались дополнительно. В гене FoxP их организма были обнаружены определенные мутации. Таким образом было доказано, что признакам интеллекта насекомые обязаны гену FoxP.