У насекомых обнаружили признаки интеллекта

У насекомых обнаружили признаки интеллекта

Подобно высшим млекопитающим, мухи действуют не инстинктивно, а собирают информацию и анализируют ее, прежде чем сделать окончательный выбор. Этому свойству они обязаны гену FoxP, который есть и у человека.

fruit fly

Согласно результатам новейшего исследования, опубликованного в журнале Science, фруктовым мушкам требуется некоторое время, чтобы сделать окончательный выбор между двумя запахами.

Ученым удалось отследить источник подобного «интеллекта» у насекомых: ген FoxP. В процессе принятия решения в их мозгу активируется менее 200 нейронов.

Ген FoxP присутствует также в ДНК человека и ассоциируется со способностью к обучению и речью. Сбор и обработка информации до принятия решения считаются одними из важнейших признаков интеллекта.

Чем туманнее информация, тем сложнее процесс выбора, а значит, больше времени требуется для решения. Именно так работает мозг человека и всех приматов, а также других млекопитающих: крыс, мышей, собак и т. д. Как оказалось, признаки такого рода интеллекта есть и у насекомых.

Перед нами явное доказательство когнитивного процесса в простейшем мозгу. Многие считают насекомых чем-то вроде примитивных минироботов, которые реагируют чисто инстинктивно на любые сигналы. Теперь мы знаем, что это не так.

– Профессор Геро Мизенбёк, Оксфордский университет

Вначале ученые натренировали мух избегать определенного запаха при некоторой интенсивности, а затем предложили им выбор между запахом на опасном уровне и более слабым. Когда разница в интенсивности была велика, мушки всегда выбирали более слабый, однако при разнице в 10% выбор становился все сложнее.

Чем труднее было различить запахи по интенсивности, тем больше времени требовалось насекомым, чтобы сделать выбор. Фактически, мухи действовали согласно математической модели, описывающей процесс принятия решения у людей.

Согласно этой модели, мозг насекомого точно так же собирает все больше и больше информации, пока ее не становится достаточно, чтобы с уверенностью сделать выбор.

Мухи, у которых этот процесс длился особенно долго, изучались дополнительно. В гене FoxP их организма были обнаружены определенные мутации. Таким образом было доказано, что признакам интеллекта насекомые обязаны гену FoxP.

Несмотря на то что трудно найти место на Земле, где воздух был бы «первозданным» и незагрязненным в результате пагубной человеческой деятельности, специалистам из США и Австралии это все же удалось.