Земные организмы выжили в марсианских условиях — Naked Science
20.05.2014
Редакция Naked Science

Земные организмы выжили в марсианских условиях

Создав в лаборатории условия, похожие на марсианские, биологи поместили в них земные микроорганизмы, производящие метан.

2014-05-16_04-04-23-PMMethanogentesttubes05162014

Согласно новому исследованию, метаногены – одни из старейших и простейших земных организмов, способных выжить на Марсе.

Метаногены – археи, производящие метан с помощью водорода в качестве источника энергии и двуокиси углерода. Эти одноклеточные микроорганизмы можно найти в болотах, в кишечнике крупного рогатого скота, а также в любом разлагающемся органическом материале.

Анаэробные метаногены не нуждаются ни в кислороде, ни в органических питательных веществах. Они способны также существовать под землей, а, следовательно, являются идеальными кандидатами для заселения Марса.

Ребекка Миккол, аспирантка из Арканзасского университета, исследовала поведение двух видов метаногенов в квазимарсианских условиях. Прежде всего, Миккол интересовало, смогут ли эти организмы выжить марсианские циклы замораживания и оттаивания.

Археям пришлось выносить температуры значительно ниже тех, что необходимы для их идеального роста: 37-55°C.

Температура на поверхности Марса зачастую резко меняется в течение марсианских суток: от -90°C до 27°C. Любой организм, который попадет на Марс, для выживания должен приспособиться к таким температурным перепадам. Оба исследуемых вида метаногенов выжили при многократных марсоподобных циклах замораживания-оттаивания, а это значит, что они выживут и под поверхностью Красной планеты.

– Ребекка Миккол, аспирантка из Арканзасского университета

Впрочем, существуют гипотезы, что на Марсе уже есть в наличии метанопроизводящие микроорганизмы. Когда в 2004 году ученые обнаружили в составе марсианской атмосферы метан, сразу же возникли вопросы о его происхождении.

Согласно версии, которую выдвинул научный руководитель Ребекки Миккол, профессор биологии Тимоти Крал, не исключается, что под марсианской поверхностью можно обнаружить организмы, подобные метаногенам.

Простой алгоритм действий, предложенный австралийским врачом и серфером, позволит избежать смертельных исходов, связанных с укусом акулы в область нижних конечностей.