ДНК управляет движением грузов по «нанорельсам» — Naked Science

ДНК управляет движением грузов по «нанорельсам»

Создана микроскопическая система транспорта, в которой движением грузов управляет ДНК.

pic_ad1ea23618739cd9676c1270769d96b2

Разработка ученых из Оксфордского университета основана на природной транспортной системе эукариотических клеток. «Рельсы»-микротрубочки, из которых состоит новая система, присоединены к ДНК флуоресцентных грузов. Кроме того, в системе есть  белки-моторы, созданные путем соединения природного двигательного белка кинезина и белка, связывающегося с определенной последовательностью ДНК.

При добавлении к микротрубочкам первой ДНК с парой транспортных белков (ДНК-1) образуется система радиального транспорта, напоминающая звезду.  После этого добавляется ДНК-2 с грузами и транспортными белками, которые садятся на рельсы.

Стоит добавить в систему АТФ, и грузы направляются к центру звезды. А чтобы их высвободить в нужном месте, необходимо добавить  ДНК-3, которая вытеснит из комплексов одну из цепей ДНК-2 с грузами. В результате система вернется в  почти исходное состояние.

В природе данная система микротрубочек и кинезина предназначена для транспорта мембранных пузырьков.  Напомним, что в текущем году за открытие этой системы и исследование механизма ее работы Ренди Шекман, Джеймс Ротман и Томас Зюдоф получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

На фоне громкого и, будем честными, эффективного пиара SpaceX успехи других частных космических компаний несколько меркнут и зачастую остаются незамеченными. Однако Питер Бек, основатель Rocket Lab, известной своим неординарным подходом к созданию и эксплуатации ракет, сделал заявление, которое имеет все шансы в ближайшие годы здорово «перетрясти» весь рынок пусковых услуг.