Ученые сравнили эмпатию людей и обезьян по зевоте

Ученые впервые смогли сравнить эмпатию (способность чувствовать чужие эмоции) человека и животного, в данном случае – обезьян бонобо, с помощью явления заразительной зевоты. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале PeerJ.

12 авг 2014 Олег Овечкин Комментариев: 0

Является ли человек единственным живым существом на Земле, способным к эмпатии, представляется для науки большим вопросом. Измерить эмпатию у животных довольно сложно, так как она обладает сложными качественными характеристиками и зависит от когнитивных процессов вроде мышления и памяти.

В новом исследовании ученым все же удалось ее косвенно измерить, сравнив явление «заразительной зевоты» у людей и обезьян бонобо – наших ближайших эволюционных родственников.

Заразительная зевота является одной из самых примитивных форм эмоционального заражения, то есть эмпатии. Она заключается в цепной реакции, когда один человек зевает, и это же желание появляется у тех, кто это видит. Бонобо, как выяснилось, также обладают этой формой эмпатии.

Ученые в течение 5 лет наблюдали за этим явлением в группе бонобо и людей, тщательно записывая любые проявления, а в конце этого срока решили сравнить получившиеся результаты. Всего рассматривалось два простых фактора: как часто представитель группы отвечал зевком на зевоту находящегося рядом и как быстро.

Оказалось, что если зевающий и отвечающий на зевоту не были друзьями или родней, бонобо зевали в ответ настолько же часто, как люди. Это означает, что эмоциональное заражение, вероятно, не является исключительно человеческим свойством.

Человек, однако, чаще заражался зевотой, если рядом зевали друзья или родные. Судя по всему, процессы отражения чужих эмоций проходят в мозгу человека все же активнее и быстрее, чем у животных.

Ученые отмечают, что разность в уровнях эмоционального заражения между человеком и бонобо зависит от качества взаимоотношений между отдельными представителями. Когда сложность социальных связей, свойственная людям, не играет роли, человек перестает отличаться по уровню своей эмпатии от обезьян.

Аватар пользователя Валентина Савицкая