Биологи нашли в мозге мыши долгоживущие белки, которые могут приоткрыть тайну хранения памяти — Naked Science
03.04.2018

В синапсах оказалось 164 долгоживущих белка, которые, вероятно, играют важную роль в обучении и запоминании.

Память — одна из самых важных функций у млекопитающих. Благодаря ей мы способны долго удерживать в голове различную информацию и обучаться. Поэтому ученые работают над ее сохранением, испытывая протезы памяти, и выясняют принципы ее функционирования. Биологи из Медицинского центра Джона Хопкинса считают, что нашли новую зацепку в исследовании памяти: долгоживущие белки, которые сохраняются в синапсах годами.

Доктор Ричард Хуганир, возглавивший исследование, рассказал, что о долгоживущих белках в организме млекопитающих известно давно. Например, кристаллин, входящий в состав хрусталика глаза, или коллаген — белок, составляющий основу соединительной ткани организма. «Что же, — говорит доктор, — мы подумали, что похожие белки должны сохраняться и в синапсах. Думаю, мы их нашли».

Чтобы отыскать долгоживущие белки, группа ученых провела эксперимент на восьми лабораторных мышах. Они кормили грызунов едой с примесью специальной аминокислоты, которая помогала отследить деятельность белков. В ней находились дополнительные нейтроны, делающие ее «тяжелее» при обследовании масс-спектрометром. Тем самым ученым было легче следить за функционированием белков.

Используя измерительный прибор, специалисты обнаружили в синапсах 2272 протеина с «тяжелыми» аминокислотами, которые обновлялись в долгоживущих белках реже — спустя семь недель опыта. Они выявили 164 белка, которые, по их оценкам, живут от недели до нескольких лет. Ученые считают, что находка свидетельствует о важной роли протеинов в синаптической пластичности, обучении и хранении памяти.

Ричард Хуганир и его коллеги планируют продолжить изучение 50 самых долгоживущих белков. По его мнению, повреждения, которые получают со временем белки, могут быть связаны с ухудшением когнитивных способностей человека, вызванным возрастными изменениями.

Ранее специалисты Университета Джона Хопкинса (США) доказали, что люди, испытывающие проблемы с глазами в 60-летнем возрасте, с большей вероятностью будут страдать от нейродегенеративных заболеваний в будущем.