Астрономы оценили шансы на обитаемость планет у тусклых звезд — Naked Science
26.10.2016

Астрономы оценили шансы на обитаемость планет у тусклых звезд

Швейцарские астрофизики провели компьютерную симуляцию процесса формирования планет в обитаемых зонах небольших и тусклых звезд. Судя по этим данным, множество из таких планет будут достаточно небольшими и богатыми водой, как наша Земля.

55f872a1c5869

В последние годы (особенно в связи с открытием планеты земного типа у соседней Проксимы Центавра – звезды вдесятеро меньше и в 500 раз тусклее Солнца) все актуальнее стоит вопрос о возможности жизни на планетах близ красных карликов – небольших и неярких, но исключительно долгоживущих звезд. Некоторые из ответов дает новая работа, проведенная Яанном Алибертом (Yann Alibert) и Вилли Бенцом (Willy Benz) из Бернского университета, результаты которой авторы представили на сервисе препринтов arXiv.

Используя современные математические модели процесса формирования планет, авторы рассмотрели его для звезд массами около 0,1 массы Солнца. Компьютерное моделирование продемонстрировало появление планет на довольно близких расстояниях от таких звезд – в «обитаемой зоне», где температура колеблется в пределах, позволяющих существовать жидкой воде, – и размерами от 0,5 до 1,5 радиусов Земли.

Вопросу о наличии на таких телах жидкой воды Бенц и Алиберт уделили отдельное внимание, продемонстрировав, что они могут быть настоящими «планетами-океанами». Моделирование показало, что около 90% из них могут содержать до 10% воды (для сравнения, на Земле ее менее 0,2%). Такие миры должны быть полностью покрыты океанами, многокилометровая толща которых создает у дна давление настолько высокое, что жидкость здесь полностью переходит в лед.

По мнению ученых, такие миры в целом могут подходить для жизни, хотя и не так идеально, как Земля с ее смешанной поверхностью суши и моря. Алиберт и Бенц считают, что бесконечные океаны не так эффективно поддерживают стабильность температуры и климатических условий в целом.