16.08.2017
Редакция Naked Science
1 992

Астрофизик назвал космический зонд Voyager угрозой для всей земной цивилизации

Знаменитый астрофизик Фрэнк Дрейк назвал межзвездную автоматическую станцию Voyager угрозой для цивилизации Земли. По его словам, ранее ученые даже не догадывались, что в соседних системах может быть столько землеподобных планет.

backgrounds_engraving_on_gold_plate_voyager_107241_

Американский астрофизик Фрэнк Дрейк — знаковая личность для мировой науки. Он стал первым в мире, кто приступил к поискам сигналов внеземных цивилизаций в рамках проекта «Озма». Именно Дрейк вместе с другим известным астрономом — Карлом Саганом — впервые создал послание, предназначенное для инопланетян (пластинки «Пионера»), и именно Дрейк стал первым, кто отправил межзвездное радиопослание — знаменитое послание Аресибо.

Фрэнк Дрейк / ©digitaldiner

Астрофизик предложил при составлении карт, которые рассказывают про местоположение Солнца, применять расстояние между светилом и пульсарами. Данные карты разместили на пластинках миссий Pioneer и Voyager. Аппараты «Пионер-10» и «Пионер-11» первыми достигли Сатурна и Юпитера. А второй «Вояджер» впервые в истории достиг Урана и Нептуна.

Несмотря на положительные аспекты миссий, Фрэнк Дрейк готов пересмотреть свои прошлые взгляды. «В те дни все, с кем я имел дело, были оптимистами и думали, что инопланетяне будут дружелюбными. Никто не думал, даже на несколько секунд, о том, может ли это быть опасной затеей», — заявил ученый сейчас. Дело в том, что именно пластинки «Вояджеров» могут указать на положение Земли «недружелюбным» пришельцам. Кроме «оптимизма» была еще одна причина, по которой в те годы приняли именно такое решение. По словам Дрейка, в 70-е годы ученые и представить себе не могли, сколько планет, похожих на Землю, существует в пределах нашей Галактики.

Всего американцы запустили два аппарата «Вояджер», оба в 1977 году. Зонд «Вояджер-1» стал первым в истории Земли космическим аппаратом, который достиг границы Солнечной системы и вышел за ее пределы (UPD. Почему зонд на самом деле не покидал Солнечную систему). С февраля 1998 года это самый удаленный от нас объект, созданный людьми. 5 января 2016 года «Вояджер-1» удалился от светила на расстояние 20 млрд км. Положение зонда в режиме реального времени можно наблюдать на сайте NASA. Согласно расчетам, примерно через 40 тыс. лет он пролетит в относительной близости от звезды AC+79 3888, что в созвездии Жирафа.

“Вояджер” / ©NASA

На золотых пластинках «Вояджера» присутствуют приветствия, различные звуки, изображения и обращение Джимми Картера — 39 президента США. Не так давно, кстати, с пластинками «Вояджера» был связан неприятный инцидент. Современные британские астрономы и философы обвинили их создателей в сексизме и расизме. Впрочем, критике эти послания подвергались и раньше.

Футляр с пояснениями для внеземной цивилизации / ©wikipedia

В Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства Соединенных Штатов считают, что антироссийские санкции не отразились на работе МКС, однако создали трудности для американцев, работающих в России.