Ароматизаторы электронных сигарет навредили сосудам — Naked Science

Ароматизаторы электронных сигарет навредили сосудам

Ученые выявили, какие ароматизаторы электронных сигарет наиболее опасны для клеток, выстилающих стенки кровеносных сосудов.

e-cigarette-vapors

Американские исследователи оценили, как различные ароматизаторы электронных сигарет влияют на здоровье кровеносных сосудов. Ученые обнаружили, что некоторые типы ароматизаторов токсичны даже в минимальных дозах. Исследование опубликовано в журнале Arteriosclerosis, Thrombosis and Vascular Biology.

Более ранние работы также показывали, что пар электронных сигарет способен влиять на состояние сосудов, делая их жестче и уменьшая способность к расширению.

Авторы новой работы провели два исследования воздействия ароматизаторов на сосуды. В первом эксперименте использовали образцы эндотелиальных клеток курильщиков, предпочитающих традиционные сигареты — с ментолом и без. Эти образцы сравнили с клетками некурящих добровольцев. Эндотелиальные клетки выстилают кровеносные сосуды изнутри и помогают переносить различные вещества из тканей в кровь и обратно, получить такие клетки можно из образца крови.

Клетки курильщиков из обеих групп хуже справлялись с транспортировкой оксида азота, способствующего расширению сосудов при усилении кровотока. Когда образцы тканей некурящих волонтеров обработали ароматизирующими соединениями, ментолом и эвгенолом, их способность переносить оксид азота также снизилась.

На следующем этапе клеточные культуры, выращенные на основе эндотелиальных клеток, в течение полутора часов обрабатывали девятью различными ароматизаторами. Среди них были вещества, придающие пару электронных сигарет вкус и запах мяты, эвкалипта, ванили, корицы и банана. Ароматизаторы нагрели, чтобы воспроизвести эффект электронной сигареты. Пять из использованных веществ снижали способность переносить оксид азота и вызывали воспалительные процессы даже в минимальных дозах. В их число вошли ментол, ванилин, коричный альдегид, эвгенол и ацетилпиридин — они создают аромат мяты, ванили, корицы, гвоздики и «жженый» вкус жареного попкорна соответственно.

Изученные ароматизаторы / © Arteriosclerosis, Thrombosis, and Vascular Biology

По словам ученых, результаты показывают: даже безникотиновые электронные сигареты могут навредить здоровью сердечно-сосудистой системы. Дальнейшие исследования помогут выяснить, сколько продуктов распада различных ароматизаторов попадает в кровоток курильщика.

Ранее Служба национальных парков США запретила использование электронных сигарет на территории нескольких десятков парков, заповедников и зон отдыха.