28.05.2015
Редакция Naked Science
1 210

Антропологи расследуют серию убийств, совершенных 430 тысяч лет назад

Смертельные травмы на черепе в Расщелине костей оказались главной уликой в расследовании одного из самых древних известных нам преступлений.

skull

Новую страницу древнейшей детективной истории открывает работа, опубликованная недавно международной группой ученых. Статья так и озаглавлена: «Летальное межперсональное насилие в среднем плейстоцене». Авторы анализируют свидетельства, обнаруженные в знаменитой Сьерра-де-Атапуэрке, археологическом комплексе в Испании, который провозглашен культурным объектом особой ценности и всемирным наследием. Обилие уникальных находок здесь просто зашкаливает.

Одной из главных достопримечательностей Сьерра-де-Атапуэрки можно назвать Расщелину костей, впервые замеченную еще в середине XIX века. По современным представлениям, это нечто вроде братской могилы, в которой идентифицируются костные останки 28-ми неандертальцев. Среди них и практически полный череп №17, содержащий две сквозные раны – как сказали бы судмедэксперты, «образовавшиеся в результате нанесения мощных ударов тупым предметом».

Главной загадкой Расщелины костей остается ее происхождение. Как и отчего в ней собралось такое количество останков? Что убило этих древних гоминид? На этот счет можно выдвинуть четыре версии: кости могли оставить хищные животные, приносившие их сюда для поедания добычи; их могли собрать вместе геологические эрозионные процессы; неандертальцы могли стать жертвой несчастного случая, свалившись в расщелину; наконец, могло произойти жестокое массовое убийство. Некоторые предыдущие работы достаточно полно изучили первый и второй варианты: ни на хищников, ни на эрозию в данном случае нет никаких достоверных указаний. Поэтому авторы работы о «межперсональном насилии» изучили две оставшиеся версии.

Расщелина костей – это в прямом смысле слова расщелина, узкий, почти вертикальный лаз с единственным выходом высоко наверху. Впрочем, выбраться через него, оказавшись внизу, нет никакой возможности, тем более не имея хорошего спелеологического или альпинистского снаряжения. Вопрос лишь в том, как останки туда попали – иначе говоря, были ли их обладатели уже мертвы, либо погибли при падении или после?..

Исследователи показали, что травмы на черепе №17 являются прижизненными и в расщелину тело отправилось уже после смерти. «Единственный возможный способ для трупа оказаться там – быть сброшенным в яму», – сказал один из авторов работы. Картина преступления начинает проясняться – возможно, антропологам и археологам будущего удастся выяснить остальные детали этого преступления, совершенного еще до появления современных людей. И, быть может, даже выйти на след этого неандертальского Чикатило.

По данным источника РИА Новости, испытания нового варианта беспилотного летательного аппарата «Охотник» с плоским соплом начнут летом. Ранее стало известно, что первые серийные БПЛА могут передать военным уже в 2024 году.