Антропологи расследуют серию убийств, совершенных 430 тысяч лет назад — Naked Science
28.05.2015
Редакция Naked Science

Антропологи расследуют серию убийств, совершенных 430 тысяч лет назад

Смертельные травмы на черепе в Расщелине костей оказались главной уликой в расследовании одного из самых древних известных нам преступлений.

skull

Новую страницу древнейшей детективной истории открывает работа, опубликованная недавно международной группой ученых. Статья так и озаглавлена: «Летальное межперсональное насилие в среднем плейстоцене». Авторы анализируют свидетельства, обнаруженные в знаменитой Сьерра-де-Атапуэрке, археологическом комплексе в Испании, который провозглашен культурным объектом особой ценности и всемирным наследием. Обилие уникальных находок здесь просто зашкаливает.

Одной из главных достопримечательностей Сьерра-де-Атапуэрки можно назвать Расщелину костей, впервые замеченную еще в середине XIX века. По современным представлениям, это нечто вроде братской могилы, в которой идентифицируются костные останки 28-ми неандертальцев. Среди них и практически полный череп №17, содержащий две сквозные раны – как сказали бы судмедэксперты, «образовавшиеся в результате нанесения мощных ударов тупым предметом».

Главной загадкой Расщелины костей остается ее происхождение. Как и отчего в ней собралось такое количество останков? Что убило этих древних гоминид? На этот счет можно выдвинуть четыре версии: кости могли оставить хищные животные, приносившие их сюда для поедания добычи; их могли собрать вместе геологические эрозионные процессы; неандертальцы могли стать жертвой несчастного случая, свалившись в расщелину; наконец, могло произойти жестокое массовое убийство. Некоторые предыдущие работы достаточно полно изучили первый и второй варианты: ни на хищников, ни на эрозию в данном случае нет никаких достоверных указаний. Поэтому авторы работы о «межперсональном насилии» изучили две оставшиеся версии.

Расщелина костей – это в прямом смысле слова расщелина, узкий, почти вертикальный лаз с единственным выходом высоко наверху. Впрочем, выбраться через него, оказавшись внизу, нет никакой возможности, тем более не имея хорошего спелеологического или альпинистского снаряжения. Вопрос лишь в том, как останки туда попали – иначе говоря, были ли их обладатели уже мертвы, либо погибли при падении или после?..

Исследователи показали, что травмы на черепе №17 являются прижизненными и в расщелину тело отправилось уже после смерти. «Единственный возможный способ для трупа оказаться там – быть сброшенным в яму», – сказал один из авторов работы. Картина преступления начинает проясняться – возможно, антропологам и археологам будущего удастся выяснить остальные детали этого преступления, совершенного еще до появления современных людей. И, быть может, даже выйти на след этого неандертальского Чикатило.