Ученые: лишь 8,2 процента человеческого ДНК функциональны — Naked Science
25.07.2014
Редакция Naked Science

Ученые: лишь 8,2 процента человеческого ДНК функциональны

Лишь один процент всех генов отвечает за кодирование белков. Те виды активности ДНК, которые имеют явные последствия для организма, можно назвать функциональными.

Новые данные генетиков значительно отличаются от оценок двухлетней давности. Еще в 2012 году ученые, занимающиеся проектом ENCODE (Encyclopedia of DNA Elements – Энциклопедия элементов ДНК), утверждали, что 80% нашего генома обладают определенными биохимическими функциями.

Такое утверждение вызвало неоднозначную реакцию других генетиков. Многие специалисты считают, что определение «биохимической функции» слишком широко толкуется. Лишь те виды активности ДНК, которые имеют явные последствия для организма, можно назвать функциональными.

Ученые из Оксфордского университета решили определить с помощью эволюционного механизма, какой именно тип активности ДНК действительно играет серьезную роль. Им удалось проследить за частью человеческого генома, которая не подвергалась изменениям в течение 100 млн лет эволюции млекопитающих. Этот фактор является, по мнению экспертов, показателем важности генов – их функции настолько важны, что должны сохраняться в любом случае.

Компьютерный анализ позволил сравнить между собой секвенции ДНК различных млекопитающих: мышей, морских свинок, кроликов, собак, лошадей и, разумеется, человека.

Современная генетика склонна считать, что все секвенции ДНК имеют важную роль в человеческом организме. На самом деле, функциональна лишь небольшая часть человеческого генома.

– Доктор Крис Рэндс, Оксфордский университет

Как оказалось, лишь 8,2 процента человеческого ДНК можно считать функциональной, причем и эти гены различаются по степени важности. Лишь чуть более одного процента генов ответственны за кодирование белков, которые задействованы во всех критически важных биологических процессах. Остальные 7% занимаются тем, что включают и выключают гены, кодирующие белки в различных частях человеческого организма в зависимости от наличия тех или иных факторов.