Узнаваемость «осчастливила» лица на фотографиях

Психологи из Колумбийского университета и Калифорнийского университета в Сан-Диего показали, что люди склонны недооценивать позитивность незнакомцев.

1 448

Выбор редакции

Корректное распознавание социальных стимулов играет важную роль в коммуникации. Хорошо известно, что контакты со знакомыми объектами ассоциируются с положительными последствиями: так, они помогают снизить чувство неопределенности и упростить обработку информации. Однако то, как ознакомление связано с восприятием эмоций, изучено недостаточно. Большинство таких работ использовали в качестве переменных счастливое и нейтральное выражения лица. При этом опыты 2007 года показали, что реакция испытуемых может варьироваться даже исходя из степени радости наблюдаемых субъектов. Чтобы прояснить эту тенденцию, американские ученые провели два эксперимента.

 

На первом этапе 50 студентам демонстрировали серию фотографий лиц мужчин и женщин. В зависимости от уровня и валентности экспрессии стимулы делились на пять категорий: гневные на 50 и 25 процентов, нейтральные и счастливые на 25 и 50 процентов. После тренировок, в которых задействовалась половина снимков (каждый субъект предъявлялся однократно), участники просматривали остальные изображения, только некоторые из которых были им знакомы. Тестовые стимулы показывали парами в течение трех секунд, задача студентов заключалась в определении более счастливого лица. Согласно результатам, знакомые лица, в том числе с нейтральной экспрессией, чаще оценивались положительно.

 

Вероятность предпочтения знакомых лиц в зависимости от силы позитивной экспрессии / ©Evan W. Carr et al., Psychological Science, 2017

Вероятность предпочтения знакомых лиц в зависимости от силы позитивной экспрессии / ©Evan W. Carr et al., Psychological Science, 2017

 

Поскольку тенденция не проявлялась в случае гневных лиц, ученые изменили условия испытания. На этот раз 40 другим студентам предъявляли пять категорий стимулов по одному. Вместо выбора более счастливого лица испытуемые должны были указать, насколько, по их мнению, наблюдаемый субъект счастлив, с помощью 100-балльной шкалы. Таким образом, авторы изучили изолированное восприятие эмоций знакомых и незнакомых людей с учетом валентности и степени экспрессии. Итоги первого эксперимента подтвердились: участники в среднем ниже оценивали счастье незнакомых и выше — знакомых людей, и вероятность возрастала с усилением положительной (но не отрицательной) эмоции.

 

Последующий анализ также позволил прийти к выводу, что испытуемые были более склонны переоценивать счастье знакомых людей при условии наличия нейтральных характеристик. Иными словами, студентам требовалось менее выразительная мимика, чтобы отнести знакомые стимулы к более позитивным. С этим предположением согласовывалось и время реакции: участники быстрее определяли эмоции людей, которых ранее видели на тренировке. По словам исследователей, полученные данные впервые проясняют корреляцию между восприятием экспрессии и ее силой и при этом соответствуют гипотезе о влиянии ошибки позитивности (hedonic skew) на скорость обработки информации.

 

Статья опубликована в журнале Psychological Science.

 

Ранее психологи выяснили, что выразительная мимика может осложнять распознавание лиц.

1 448

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!


Комментарии
Аватар пользователя Сергей Блинов
Вчера
Ещё шизофрения может быть связана с паразитными...
Аватар пользователя AlexBran
Вчера
Канал гика, помешанного на технологиях, гаджетах, и...
Аватар пользователя AlexBran
Вчера
Канал гика, помешанного на технологиях, гаджетах, и...
Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку