Психологи усомнились в пользе медитации для характера человека — Naked Science
05.02.2018

Психологи усомнились в пользе медитации для характера человека

Метаанализ исследований медитации показал, что их авторы часто неосознанно искажают результаты экспериментов «в пользу» практики сосредоточенности.

Международная группа психологов изучила, как практика медитации влияет на просоциальное поведение — поведение, ориентированное на пользу для других людей и общества в целом. Выяснилось, что медитация может усилить способность к сопереживанию, но не помогает снижать уровень агрессии, а также уровень предубеждения по отношению к определенным социальным группам. Кроме того, оказалось, что многие авторы исследований о медитации могут неосознанно искажать результаты экспериментов.

В 2010-е годы появилось немало исследований медитации. Большая часть работ посвящена влиянию практики на самого медитирующего — на его уровень тревоги, реакцию на стресс и состояние здоровья. Работ о том, как медитация отражается на взаимоотношениях человека с окружающими, меньше, хотя о медитации часто говорят, как о способе стать доброжелательнее к другим.

Исследователи изучили 22 рандомизированных контролируемых испытания. В этих работах авторы сравнивали регулярно медитирующих людей с контрольной группой, не практикующей медитацию. В экспериментах использовались светские практики, созданные на основе различных буддистских техник, в том числе медитация осознанности (mindfulness meditation) и медитация «любящей доброты» (lovingkindness meditation). Ученые выделили пять характеристик социального поведения, описанных в работах: сострадание, эмпатию, агрессию, склонность к предубеждениям и социальную вовлеченность (social connectedness, количество и качество социальных связей).

По данным исследований, медитация увеличивала склонность к эмпатии и состраданию, но не отражалась на уровне агрессии, предубеждений и вовлеченности в общество. Затем психологи установили, что в исследованиях способности к состраданию есть закономерность: медитация лучше помогала развить эту способность, если курс техники медитации участникам преподавал один из авторов работы. Есть ли такой же эффект в работах об эмпатии, неизвестно — во многих из них нет подробностей о том, кто был преподавателем. Исследователи считают, что авторы-преподаватели могли, сами того не осознавая, искажать результаты экспериментов.

Психологи не отрицают положительного эффекта медитации, но подчеркивают: в исследованиях этой проблемы нужны более строгие критерии.

Ранее ученые предложили использовать медитацию в качестве анестезии.

В Канаде обнаружили окаменелости, поразительно похожие на скелет морских губок и при этом на миллионы старше Кембрийского взрыва, когда появились современные типы животных.