19.07.2023
Ольга И.
13 948

Продолжительность сна связали со страной проживания

5.1

Международная команда ученых провела большое исследование с участием более 30 тысяч человек из 11 государств и пришла к выводу, что продолжительность сна зависит от культуры и страны, в которой проживают люди.

Японец спит в метро
Японец спит в метро / ©Getty images / Автор: Telestis Scaevinius

Известно, что на продолжительность сна влияют циркадные ритмы. Но не только: время, проведенное во сне, а также его качество определяются и многими другими факторами. Например, время захода и восхода солнца, пол и возраст человека, физические нагрузки в течение дня.

При этом исследования, посвященные сну, зачастую основываются на самоотчетах испытуемых или на данных, полученных в неестественных условиях лабораторий. Ученые из Корейского передового института науки и технологий, Лаборатории Белла (Великобритания) и Университета информационных технологий (Дания) изучили как культурные, так и индивидуальные факторы, влияющие на сон. Но, в отличие от предыдущих исследований, команда использовала умные часы, которые в течение четырех лет носили 30 082 человека из 11 стран.

Выяснилось, что данные из предыдущих исследований, основанных на самоотчетах, в самом деле довольно серьезно расходились с данными, полученными при помощи умных часов. А еще команда узнала, что продолжительность сна зависит от страны проживания. Так, у людей из государств с высоким ВВП в среднем зарегистрировали больше задержек при отходе ко сну. То же самое касалось стран с коллективистской культурой (в регионах, где превалировала философия индивидуализма, люди отходили ко сну раньше и в целом спали больше).

Самая короткая общая продолжительность сна оказалась в Японии — в среднем менее семи часов. Самая длинная — в среднем восемь часов — в Финляндии. Среди прочего ученые изучили, как на качество и продолжительность сна влияет физическая активность. Оказалось, ежедневное увеличение такой нагрузки может улучшить засыпание и просыпание. При этом люди, занимающиеся спортом, все равно проводили в кровати столько же времени, сколько все остальные, хотя активная фаза сна у них длилась немного дольше.

Интересно, что влияние физнагрузок на сон исследователи наблюдали не везде. Особенно ярко этот эффект проявлялся в таких странах, как США и Финляндия, а вот в Японии никакого очевидного преимущества физическая активность в плане влияния на сон не давала. В целом ученые выяснили, что 55 процентов различий в качестве и 63 процента в количестве сна объясняются социальными факторами. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.