Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Гаджеты и дети: давать нельзя запретить
Среднестатистический семилетний европеец проводит у экрана гаджета больше года своей пока еще недолгой жизни, 18-летний – уже более четырех лет. Но так ли страшен смартфон, как его малюют? Смотря чем занимается ребенок, глядя в экран.
Стоит ли давать в руки малышу гаджет – вопрос открытый. Не только для родителей, но и для ученых. Исследования по этому поводу нередко дают разные результаты. Да и охватить могут лишь отдельные аспекты проблемы.
Было – стало
Между тем жизнь современного поколения, в отличие от прошлого, изменилась кардинально. Достаточно рассмотреть основные стадии развития ребенка, проанализировав, чем он занимался каких-то 10-20 лет назад, а чем – теперь.
Первая стадия – младенчество – начинается с рождения и длится до одного-полутора лет. В этот период самое главное в жизни ребенка – эмоциональное общение с мамой или с тем, кто ее заменяет. Именно в это время складывается базовое доверие или недоверие к миру и развивается мелкая моторика. В целом изменений на этом этапе немного, разве что современные дети более ограничены в движениях и перемещении по сравнению со сверстниками прошлых лет: их стараются запереть в манеж, зафиксировать, много времени им приходится проводить в машине.
В раннем детстве – от полутора до трех лет – активно развиваются речь, внимание, мышление, восприятие, происходит изучение окружающего мира. В этот период важно привлекать ребенка к домашним делам, вместе наблюдать за природой, что и делали дети прошлых лет. Сегодня многие из них куда чаще смотрят мультики на планшете, чем копаются в песочнице.
Задача следующего периода (дошкольное детство), который продолжается вплоть до шести лет, – развить у ребенка не только речь, но и самоидентичность, для чего нужны ролевые игры, общение и предметная деятельность. Раньше мальчики дошкольного возраста ходили с отцом на рыбалку, копались с ним в гараже, девочки помогали маме готовить или играли в куклы. Сегодня в этом возрасте гаджеты стремительнее входят в жизнь детей. По данным ЮНЕСКО, 93 процента современных малышей трех-пяти лет смотрят в экран 28 часов в неделю, то есть порядка четырех часов каждый день, что намного превосходит время общения со взрослыми.
Не менее печальна статистика развития речевых способностей. В середине 1970-х проблемы с речью наблюдались у четырех процентов детей в Европе. Сегодня эта цифра выросла до 25 процентов. Дело в том, что малышу мало слышать речь с экрана телевизора или планшета – ему необходима тренировка, то есть непосредственное общение.
В младшем школьном возрасте – от шести до 11 лет – развиваются интеллектуальная сфера, произвольное внимание и память, умение действовать по правилам, ребенок стремится к самоутверждению, активно осваивает навыки общения, учится находить друзей. В этот период важны настольные развивающие и подвижные игры, и именно тогда ребенок может познакомиться и с электронными. Так и было раньше. Сейчас ребенок к этому возрасту уже не просто знаком с гаджетами – он буквально пропадает в смартфоне.
Не для маленьких
Но обратимся к специалистам. В прошлом году канадские ученые (Шэри Медиган, Диллон Браун и Николь Расин из Университета Калгари) завершили пятилетнее исследование, в котором участвовали почти 2,5 тысячи детей из Канады (47,9 процента из них – мальчики) и которое было посвящено интеллектуальному развитию детей. В среднем двухлетние малыши проводили с гаджетами около 17 часов в неделю, трехлетние – 25 часов, пятилетние – 10,8 часа. Когнитивное развитие оценивалось при помощи теста ASQ-3 – это методика, которая выявляет прогресс в развитии у детей в возрасте от месяца до пяти лет.
Вердикт ученых оказался неумолим: если время сидения перед экраном детей в возрасте двух-трех лет будет больше, то это приведет к замедлению роста умственных способностей к трем-пяти годам. При этом обратной связи исследователи не обнаружили – это означает, что изначально низкие показатели интеллекта не приводят к тому, что ребенок станет больше времени проводить за экраном.
«Развивалки» не работают
Еще один вывод ученых – на этот раз индийских. Год назад завершилось долгосрочное исследование по этому поводу. Ученые из Технологического института (Нетеджи Сабхас и Савита Ядав) смотрели, как влияют различные развивающие ютьюб-видео на детей в возрасте от шести месяцев до двух лет. Как мы помним, в этот период ребенок учится новым словам и их активному использованию. Для этого ему нужны игры, общение с родителями или чтение ими книжек. Ту же благую цель преследуют и различные видео, а также всевозможные развивающие игры.
В исследовании участвовали 55 детей (на начальном этапе всем им было не более полугода, в конце – пять лет). Выяснилось, что обучающий эффект таких видео сомнителен: малыши запоминали новые слова лишь после того, как их произносили родители. Интеллектуального развития не наблюдалось. Более того, специалисты отметили, что из всех видео дети отдавали предпочтение бессмысленным: красочной рекламе, видео, где показаны игрушки и воздушные шары или несколько танцоров. Ученые пришли к выводу, что развивающие передачи, мультики или игры не вносят никакого вклада в развитие маленького ребенка, не могут научить его чему-то новому, а все, на что они способны, – развлечь и отвлечь.
Гаджеты: 6+
В каком возрасте стоит знакомить ребенка с планшетом или смартфоном, никто не знает, но, похоже, раньше шести лет делать это стоит лишь очень ограниченно. Впрочем, вопрос еще и в том, насколько «залипают» в гаджеты сами родители. Ребенок – зеркало своих воспитателей, он стремится быть похожим на них: даже если они принципиально не будут давать ему телефон, но при этом сами «срослись» с ним, малыш это запомнит. И гаджет станет для него запретным плодом – получить нельзя, но очень хочется.
А когда уже станет можно (это неизбежно произойдет) – может случиться страшное: ребенок начнет компенсировать все, что, по его мнению, он недополучил. В итоге он рискует стать крайне зависимым от этого предмета. Поэтому родителям также стоит ограничивать свое «времяпрепровождение» с девайсом и полностью не лишать малыша знакомства с ним – в мире технологий это может лишь навредить. Но ограничивать их «общение» необходимо.
Мнение педиатров по этому поводу таково: детям в возрасте от одного года до двух лет рекомендуется давать гаджет не более чем на несколько минут в день. Малышам трех-четырех лет – до одного часа, дошкольникам и младшим школьникам (пять-десять лет) – от одного до полутора часов в день соответственно.
А что же подростки?
С ними проще и сложнее одновременно. Психологи из Оксфордского университета не так давно провели масштабное исследование, в котором участвовали более 355 тысяч человек. Ученые пытались понять, есть ли связь между психическими отклонениями у подростков и использованием гаджетов. Выяснилось, что некоторая зависимость между этими факторами есть, но она мала: всего около 0,4 процента. Почти такое же влияние на этот показатель оказывает потребление в пищу молока и картофеля, то есть статистически никакого. То, что действительно способно пошатнуть психическое здоровье подростка, как выяснили ученые, было известно и без них. Это курение сигарет, марихуаны, а также драки и травля среди сверстников. Положительно коррелируют с психическим здоровьем, как ни банально, полноценный сон, регулярный завтрак и употребление в пищу овощей и фруктов.
Так, американские ученые из Техасского технологического университета в Люббоке в январе 2016 года опубликовали неутешительные данные о связи видеоигр и склонности к самоубийству у подростков обоих полов. Выводы таковы, что связь есть – и существенная. Правда, стоит помнить, что суицид в принципе достаточно «популярная» смерть у американских тинейджеров. Так, в 2013 году в США число смертей по причине самоубийства среди студентов колледжей достигло 4878 человек. Между тем 70 процентов американских подростков признаются в увлечении видеоиграми.
Исследователи выяснили также, что не столь важен жанр игры, сколько количество времени, которые школьники ей уделяют. Чем больше, тем хуже. Хотя в случае игр в жанре экшен связь с риском развития склонности к суициду все же есть, но здесь, опять же, все зависит от количества времени, которое подросток тратит на игру.
А вот долгосрочное исследование ученых из Германии (из Института человеческого развития общества Макса Планка), результаты которого были опубликованы в марте 2018 года, показало, что после двух месяцев ежедневной игры в GTA V агрессивность пользователей не возрастает. Правда, речь шла не о внутренней агрессии (склонности к самоуничтожению), а о внешней, направленной на окружающий мир. Да и в эксперименте принимали участие не дети, а взрослые: 48 женщин и 42 мужчины, средний возраст которых – 28 лет. Некоторые другие исследования говорят лишь о краткосрочной внешней агрессии после таких игр. В целом эти люди не несут большей угрозы окружающим, чем другие. Но речь о взрослых. По детям достоверных данных пока нет.
Социальные сети – зло
Печальными оказались и результаты другого исследования, опубликованного в прошлом году и проведенного учеными из Университета Южной Калифорнии под руководством Адама Левенталя. В течение двух лет ученые наблюдали за 2587 подростками (средний возраст – 15,5 года). Выяснилось, что среди тех, кто пользовался интернетом редко, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) наблюдался всего в пяти процентах случаев, те же, кто часто заходил в Сеть (от 12 до 14 раз в день), страдали симптомами СДВГ в 11-16 процентах случаев. Но более всего синдром дефицита внимания характерен для пользователей, кто из всех интернет-активностей предпочитает социальные сети.
Стоит помнить, что СДВГ серьезная вещь: он отвечает за нарушение синтеза «гормонов счастья» – нейромедиаторов серотонина и дофамина. Кроме того, дети, для которых характерен этот синдром, испытывают трудности с концентрацией внимания и отличаются импульсивностью.
Тем не менее авторы статьи отмечают, что связь между наличием СДВГ и интернет-зависимостью хоть и есть, но довольно слабая. Чтобы подтвердить ее окончательно, нужно больше исследований. Между тем другая группа ученых – из Пенсильванского университета под руководством Мелиссы Хант – в ноябре прошлого года опубликовала статью, где показала, что сокращение времени в соцсетях до 30 минут в день избавляет от чувства одиночества и уменьшает симптомы депрессии. А еще помогает снизить тревожность.
Правда, выборка была небольшой – всего 143 человека. Так, одна группа участников в течение трех недель ограничивала времяпровождение в соцсетях, а другая пользовалась ими в обычном режиме. Самочувствие улучшилось у первой группы. В исследовании приняли участие, впрочем, не подростки, а студенты, но есть основание полагать, что аналогичная статистика может наблюдаться и у первых. Недаром педиатры не рекомендуют детям в возрасте от 11 до 13 лет пользоваться гаджетом или компьютером больше двух часов в день.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии