05.11.2021
4 175

Ученые узнали, какой «отпечаток» на костях оставляет удар молнии

5.2

Исследователи из ЮАР и Великобритании выяснили, что удар молнии оставляет след на костях человека, и узнали, как он выглядит.

Образец кости до, во время и после (слева направо) воздействия на него тока / ©www.sciencealert.com

От ударов молний ежегодно погибают не менее 4500 человек, хотя, по некоторым оценкам, цифра может достигать куда большего масштаба. Известны случаи, когда после столь мощного электрического удара человек выживал. А рекордсменом по ударам молний, согласно Книге рекордов Гиннесса, считается американец Рой Кливленд Салливан, работавший инспектором по охране национального парка Шенандоа в Вирджинии.

С 1942 по 1977 год он был поражен молнией семь раз. И всегда оставался в живых. Согласно статистике, на территории США вероятность поражения человека молнией в течение жизни составляет 1 к 3000, а семикратная вероятность (как это произошло с Салливаном) — 2 200 000 000 000 000 000 000 000 к 1.

Когда в тело попадает молния, на нем могут остаться ожоги или опалиться волосы, но оставляют ли такие удары следы на костях? Эта информация могла бы быть полезна криминалистам, поэтому ученые из университетов Витватерсранда (ЮАР) и Нортумбрии (Великобритания) решили узнать больше об этом вопросе. Результаты исследования опубликованы в журнале Forensic Science International: Synergy.

«Наша работа — первое исследование, которое показывает уникальные маркеры поражения молнией в человеческом скелете и позволяет нам распознавать этот след», — заявил первый автор статьи, судебный антрополог Николас Баччи из Университета Витсватерсранда. При этом та же группа ученых уже проводила подобные исследования — правда, на животных: они изучали такие же маркеры на останках жирафа, убитого молнией, и костях свиней (умерших по другим причинам). Для этого исследователи подвергали тела последних электрическому разряду током, имитирующему удар молнии.

Паттерны микротравм и микротрещин в кости человека и кости жирафа / ©www.sciencealert.com

Но на этот раз ученые изучали последствия уже на человеческих трупах, которые тоже били током. Выяснилось, что удары молний оставляют на костях людей аналогичные травмы, какие наблюдали на костях животных, хотя микроструктура нашей кости отличается от таковой у животных. «След от молнии принимает форму микротрещин, которые исходят из центра костных клеток или неравномерно «перепрыгивают» между их скоплениями», — говорит другой автор исследования, судебный антрополог Патрик Рэндольф-Куинни из Университета Нортумбрии.

А еще исследователи выяснили, что микротрещин на костях жирафа, реально убитого молнией, было заметно больше и они были менее упорядочены, чем подобные следы, оставшиеся после искусственного удара током. Ученые отмечают и то, что на характер микротрещин влияет возраст животного и человека. Ведь чем они старше, тем ниже плотность костей.