Маск раскрыл детали об электрофуре Tesla — и, похоже, она станет главным гвоздем, забитым в гроб дизельных грузовиков. Как именно это изменит мир? — Naked Science
35 минут
Александр Березин
151

Маск раскрыл детали об электрофуре Tesla — и, похоже, она станет главным гвоздем, забитым в гроб дизельных грузовиков. Как именно это изменит мир?

5.5

До недавнего времени даже такой фанат зеленых технологий, как Билл Гейтс, считал, что электрофуры никогда не станут экономически оправданными. Но в новом интервью Илон Маск сообщил цифры, которые переворачивают эту картину с ног на голову. Tesla Semi, продажи которой начнутся в 2021 году, тратит всего один киловатт-час на километр пути. Почему это так важно для всей планеты? И как именно от новинки пострадают производители грузовиков по всему миру, включая российских? Попробуем разобраться.

Tesla Semi
Согласно новым данным, Tesla Semi тратит на километр пробега втрое меньше энергии, чем дизельные аналоги. / ©Teslarati

Из нового интервью главы Tesla следует, что его электрофура тратит на километр пробега в разы меньше энергии, чем современные дизельные аналоги. Поэтому ей нужна куда меньшая батарея, чем считалось ранее. По словам Маска, емкость батареи Tesla Semi — всего около 500 киловатт-часов. При такой емкости она должна весить лишь 2,5 тонны, а не пять-десять тонн, как считали отраслевые аналитики ранее.

И это не просто сухие цифры. Все более ранние оценки говорили, что при батареях весом в 5-10 тонн полезная нагрузка фуры будет слишком малой (закон запрещает ей превышать определенный лимит массы). Эту точку зрения емко резюмировал Билл Гейтс: электрические дальние грузовики «могут никогда не взлететь». Иными словами, никогда не будут иметь экономического и экологического смысла. Новые цифры рисуют совсем другую картину.

Энергоэффективность Tesla Semi означает близкое вымирание дизельных фур

Типичный западный многоосный грузовик, называемый в народе «фура», потребляет 2,2-3,3 киловатт-часа на километр пробега (в виде дизельного топлива). Это немного, в районе 22-33 литров на 100 километров, переводя на более привычные цифры расхода топлива. Впрочем, нижняя граница этого диапазона пока достижима только для самых современных фур планеты. Действительно массовые и серийные грузовики все еще тратят 33 литра на 100 километров.

Вид изнутри на кабину грузовика, сзади — складное место / ©Tesla

По расчетам сторонних специалистов, расход энергии электрогрузовиком того же класса должен быть 1,15-1,44 киловатт-часа на километр. Исходя из этого, многие эксперты считали, что «батарея Tesla Semi должна иметь емкость в 1000 киловатт-часов». Так утверждал Маркус Лиекамп, глава отделения автомобильного инжиниринга в Техническом университете Мюнхена. Он резюмировал так: «Это технически не очень реализуемо [слишком тяжелым должен быть такой аккумулятор] и, кроме того, не имеет смысла как экономически, так и экологически».

Мартин Даум, глава подразделения грузовиков Daimler, пошел еще дальше: он заявил, что с физической точки зрения успех электрогрузовика сомнителен.

Однако теперь мы знаем, что 300-мильная (то есть с дальностью в 480 километров с серьезным грузом) версия Tesla Semi требует батареи всего в 500 киловатт-часов. Следовательно, на километр она тратит 1,04 киловатт-часа — втрое меньше, чем серийные дизельные аналоги. В принципе что-то такое можно было предположить: дело в том, что Tesla вообще известна предельной энергоэффективностью своих машин. Ее Model 3 имеет самый низкий коэффициент аэродинамического сопротивления среди серийных седанов, Model Y — среди кроссоверов, а Tesla Semi — среди грузовиков (всего 0,36).

Слева — дальняя модификация Semi, на 800 километров пробега на одной зарядке, справа — на 480 километров / ©Wikimedia Commons

Маск ищет способы снизить расходы энергии даже в местах, «куда никто не заглядывает». Например, практически все машины мира поддерживают поверхность дисковых тормозов чистой за счет легкого контакта их с металлическими деталями тормозной системы. Поэтому после быстрой езды (летом) диски ощущаются горячими. В Tesla этого нет: чистота дисков и их свобода от коррозии достигаются без касания, поэтому паразитного потребления энергии на разогрев тормозных дисков нет. Казалось бы, мелочь, но именно из таких мелочей и складывается энергоэффективность, в том числе у Tesla Semi.

Кроме хорошей аэродинамики и «мелочей», подобных описанной выше, у электрофуры есть еще один плюс — регенеративное торможение. Грузовик оснащен четырьмя электромоторами общей мощностью в 1092 лошадиные силы (844 киловатта), при моменте в 1800 ньютон-метров. Во время торможения все четыре начинают забирать энергию от вращения оси, останавливая ее практически без использования обычных тормозов.

В результате основная часть той кинетической энергии, что обычно дальнобойщик при торможении теряет, у Semi вновь возвращается в ее батарею. Может показаться, что это не так важно: фуры идут в основном по трассе, где тормозят редко. Однако на деле при спуске с уклонов грузовики зачастую вынуждены использовать либо торможение двигателем, либо тормоза, чтобы не превысить разрешенную скорость. Опять же, при этом они теряют часть своей кинетической энергии, а в случае электрогрузовика этого почти не происходит.

Разумеется, грузовик с ДВС потребляет не электричество, а топливо — и оно стоит в условиях США порядка 20 центов на километр пробега такой фуры. А что со стоимостью электрозарядки для теслафуры?

Мегазаправка: что сломает ценовой баланс в пользу электрогрузовиков

1,04 киловатт-часа на километр у Semi может стоить заметно меньше: Tesla обещает, что станции Megacharger для грузовиков будут заправлять их всего за семь центов за киловатт-час. Если кто-то будет заряжать грузовик по обычным сетевым ценам, то в США это в районе 10 центов за киловатт-час. Вряд ли стоимость электроэнергии на Megacharger может быть больше этого показателя.

Как американский автопроизводитель намерен продавать электричество грузовикам по семь центов за киловатт-час, если сетевая цена для розницы в Штатах — 10 центов? Ответ на этот вопрос несколько нетривиален: Megacharger для Semi — самая необычная электрозаправка в мире. На нее будут ставить крупные блоки батарей для накапливания большого количества энергии из сети в ночное время, когда ее стоимость ниже нормы. Для США стоимость сетевого электричества в период ночных провалов потребления часто составляет всего два-четыре цента за киловатт-час.

Суточные графики потребления энергии на северо-востоке США для разных месяцев. Легко видеть, что в восемь ночных часов потребление энергии предельно низкое, в такое время генераторы готовы отдавать его зарядкам Tesla втрое дешевле обычных дневных цен  / ©New England ISO

В дневное время станция будет обслуживать клиентов за счет ночного запаса от станционных аккумуляторов емкостью во многие мегаватт-часы плюс от генерации солнечных батарей, расположенных прямо на территории электрозаправки. Как известно, 2500-5000 квадратных метров солнечных панелей могут дать миллион киловатт-часов в год — достаточно, чтобы обеспечить миллионы километров пробега для заправляющихся на станции Tesla Semi.

Стоимость «солнечного» электричества в США близка к шести центам за киловатт-час, то есть компания планирует торговать выработанным на своих заправках практически по себестоимости. Это вместе с электроэнергией по ночным тарифам и должно обеспечить низкую стоимость заправки для ее фур.

Мы, правда, склонны оценивать цифру в семь центов за киловатт-час как слишком низкую. Вероятнее всего, конечная цена заправки будет выше семи центов, но все же сильно меньше 20 центов за километр пробега. Почему?

Срез накопительного элемента 4680, разработки Tesla. Цифры означают размеры: 46 миллиметров — диаметр, а 80 миллиметров — высота / ©Tesla

Дело в том, что Megacharger нуждаются в мегаватт-часах емкости пристанционных накопителей. Пока такие накопители стоят не менее 100 долларов за киловатт-час (и то лишь для перспективных батарей на элементах 4680), то есть на каждую станцию заправки для грузовиком придется потратить сотни тысяч долларов инвестиций в накопители. Это должно отразиться на стоимости заправки с нее. К тому же в ряде штатов США зимой лежит снег, поэтому в холодный сезон пользы от солнечных батарей, навесами закрывающих заправки, будет не так много.

Не слишком ли мал пробег на одной заправке?

Возникает вопрос: а хватит ли новому грузовику 500 километров пробега в базовой конфигурации или даже 800 километров — в «верхней комплектации»? Зачем ему простаивать ночью? Почему, как это иногда делали в России еще недавно, не гнать фуру круглые сутки, меняя водителей?

Смысл есть — и большой: в странах с реальным (а не номинальным) регулированием режима труда и отдыха (в тех же США или многих странах ЕС) водитель не может ехать более половины суток, затем он должен остановиться и отдыхать. Пары водителей в таких государствах нанимают нечасто: слишком дорогая рабочая сила, два водителя резко удорожают стоимость километра пробега фуры. Поэтому дизельные фуры в Штатах по полсуток стоят у придорожных мотелей.

Очевидно, при запасе энергии на 480 километров пробега Tesla Semi потребует всего одной получасовой подзарядки на «мегачарджере» в сутки. 30 минут быстрой заправки такого рода дают энергии на 384 километра пробега — достаточно для 9-10 часового рабочего дня.

Что выберут перевозчики: солярку или электричество

Итак, стоимость «заправки» электрофуры окажется ниже, чем у дизельных аналогов. Есть шансы, что сходная картина будет даже в России: ночной тариф у нас в два-три раза ниже дневного, и мегачарджеры вполне могут использовать это преимущество.

При этом Tesla Semi имеет ряд иных преимуществ перед дизельными конкурентами. За счет более чем тысячи лошадиных сил у нее радикально лучше динамика, высока скорость езды вверх под заметный уклон, меньше шумность и полное отсутствие выхлопов. По оценкам отраслевых экспертов, обслуживание будет дешевле классических аналогов примерно вдвое. Дело в том, что у Semi нет коробки передач и вообще меньше подвижных частей. Масло менять не надо, ведь нет ДВС, да и тормозные системы из-за регенеративного торможения почти вечные. Обещаемый производителем ресурс моторов, электротрансмиссии и батареи — 1,6 миллиона километров.

Грузовик Semi на одном из тестовых пробегов по дорогам общего пользования, нагруженный бетонными блоками / ©Teslarati

Может показаться, что с ресурсом батареи Tesla что-то перепутала. Все мы знаем, что литиевые аккумуляторы в телефонах живут считаные годы, а 1,6 миллиона километров пробега для грузовика — это 10-20 лет службы. Откуда такой ресурс у «обычных литиевых батарей»? Здесь все дело в том, что батареи у Маска вовсе не «обычные». Они имеют весьма специфические состав и форм-фактор.

Последнее их поколение состоит из цилиндрических элементов диаметром в 43 миллиметра и высотой 60 миллиметров. Плотно упакованные в аккумулятор элементы охлаждаются проходящими рядом теплоотводными трубками жидкостного охлаждения, обеспечивающими всему блоку стабильный температурный режим. В итоге такая батарея имеет самый высокий ресурс в мире.

Из огромной мощности моторов (на уровне современного боевого танка) и такого же колоссального момента Semi вытекает еще пара важных преимуществ. Он намного быстрее разгоняется и может поддерживать очень высокую скорость даже на крутой горке. При подъеме на пять градусов машина способна идти груженой на 96 километров в час. Любой, кто пробовал ехать за нагруженным грузовиком в горах, понимает, насколько это высокий результат.

А что конкуренты?

Электрогрузовики делает не только Tesla. Но, чтобы не тратить время зря, мы осветим только одного из ее конкурентов, самого продвинутого. Это eCascadia — аналог Semi от Daimler. Такой грузовик тоже имеет нагрузку до 36 тонн (больше не позволяют законы США), а его батарея имеет сходную емкость в 550 киловатт-часов. Но вот дальность у eCascadia — всего 400 километров. Значит, она тратит 1,38 киловатт-часа на километр — в 1,32 раза больше, чем фура Маска. Иными словами, Daimler сделал на четверть менее энергоэффективный грузовик — и это огромный разрыв.

Аналог Semi от немецкого производителя / ©Daimler

К тому же он хуже заряжается: производитель обещает зарядку на 80% емкости батарей (320 километров пробега) за 90 минут. Tesla на своих заправках заряжает Semi на 80% емкости (384 километра пробега) за 30 минут — и это серьезное преимущество, если водитель нуждается в подзарядке.

Наконец, у Semi есть еще версия на 800 километров дальности, которая едет на одной зарядке вдвое дальше, чем eCascadia. Фактически, действуя в рамках закона, американский дальнобойщик редко может проехать больше 800 километров за сутки, после чего вполне может заряжаться во время сравнительно короткого получасового отдыха. С eCascadia так не выйдет: придется потратить полтора часа.

Особенно большой слабостью Daimler надо признать отсутствие своей сети зарядок. Как и все классические узкие специалисты, немецкая компания не хочет идти в новые сферы деятельности. Создание собственных литиевых накопителей мегаваттной емкости типа тесловских «мегапаков» даже не входит в ее планы. Поэтому автоконцерн не может сделать собственные мегазаправки с низкими ценами на электричество: банально нечем накапливать электричество по дешевому ночному тарифу, чтобы отдавать его клиентам-дальнобойщикам днем.

Кроме него, у Daimler есть и проект среднетоннажного грузовика, такие более популярны в Европе / ©Daimler

В теории Daimler мог бы купить чужие батареи и попробовать скопировать тактику Tesla. В реальности такое поведение требует хорошего видения будущего и большой смелости. Традиционные крупные корпорации редко способны и на первое, и на второе. Их менеджмент дорос до своих мест не потому, что любил рисковать, а ровно наоборот. Все большие устоявшиеся организации избегают риска, поэтому люди, способные достигнуть вершины в местной иерархии, в норме не могут «уметь в риск».

Все это значит, что побить Tesla на поле электрофур Daimler не способен ни при каком реалистичном сценарии. Немецкие грузовики будут иметь меньший запас хода, более дорогую и намного более длительную заправку, а значит, перевозчик выберет их американского конкурента.

Остальные соперники Semi еще дальше от нее по своим параметрам, чем разработка Daimler. Как так получилось, что Маск, начавший делать машины на собственном заводе только в 2012 году, вдруг сделал фуру намного лучше опытнейшего игрока из Германии?

Ответ достаточно прост: точно так же, как ему удалось начать запускать ракеты дешевле такого опытного игрока, как “Роскосмос” (чего до него на Западе никто добиться не мог). Дело в том, что глава Tesla постоянно принимает решения, которые руководители классических автоконцернов просто не могут себе представить. Он новый человек в автобизнесе, у него свежий взгляд, он не боится рисковать, ставя перед собой гиперамбициозные цели. Точно так же, как с Semi, в свое время вышло с Моdel 3 и другими тесламобилями: Маск просто подходил к их проектированию куда смелее, чем все имевшиеся на тот момент конкуренты.

Что это значит для планеты

Стоимость Semi — 150 тысяч долларов для версии на 480 километров пробега с одной зарядки и 180 тысяч — для 800-километровой версии. Это примерно в полтора раза больше, чем новый дизельный грузовик той же грузоподъемности в США (тот стоит 120 тысяч). Но вдвое меньшие расходы на топливо и ремонт делают его вполне конкурентоспособным на фоне дизельных аналогов. Разумеется, для государств победнее замена грузового парка произойдет не так быстро, но она неизбежна: по мере старения электрофур в странах первого мира их б/у версии постепенно будут дрейфовать во все стороны.

Суперчарджеры Tesla уже сейчас начинают появляться в развивающемся мире, и в итоге их распространение неизбежно даже в России. Ведь Маск планирует выпускать до 20 миллионов автомобилей в год, причем в разных ценовых категориях. Это больше, чем у любого существующего автопроизводителя, а значит, и сеть заправок ему предстоит развернуть по всему миру. Иными словами, быстрая зарядка электрофур тоже не станет серьезным тормозом их внедрения по всей планете уже в 2030-х.

Экологические соображения заставят многие страны запретить дизельные фуры уже в 2040-х — и 2050 год подавляющее большинство грузовиков рискуют встретить электрическими.

Между тем грузовики поглощают (в виде солярки) 20% от современной добычи нефти — 17 миллионов баррелей в сутки. Их электрификация будет колоссальным шагом для всей мировой экономики. Naked Science уже писал, что это не станет катастрофой для производителей нефти — в силу того, что производство пластиков растет огромными темпами. Скорее это станет для них благом, так как позволит справиться с растущим спросом на продукты глубокой переработки нефти без чрезмерных инвестиций в новую добычу.

Но вот для всех остальных значение электрификации фур переоценить сложно. Грузовой автотранспорт — один из главных источников загрязнения воздуха, в том числе твердыми частицами микрометровых размеров (PM 2,5) и рядом других. Дизель выбрасывает их больше бензинового двигателя, работающего на той же мощности, поэтому именно дизель отвечает за половину всего загрязнения воздуха наземным транспортом.

 ©Wikimedia Commons

Согласно исследованию за 2015 год, от выхлопов дизельного грузового транспорта по всей планете погибли 385 тысяч человек. Еще в 2010 году число преждевременных смертей от выхлопов дизельных грузовиков было всего 361 тысяч. То есть только в XXI веке дизельные грузовики испортили воздух на планете настолько, что вызвали смерть многих миллионов человек.

К сожалению, цифры преждевременной смертности, как и избыточной — например, во время нынешней эпидемии коронавируса в России — достаточно редко попадают в поле зрение политиков по всему миру. Никто из них на этой планете никогда не говорил: «Дизельные грузовики надо заменить на электрические, чтобы спасать сотни тысяч жизней в год». Политики в норме вообще ничего не знают об этих 385 тысячах ежегодных жертвах фур.

Однако распространение на Западе апокалиптических (пусть и неверных) ожиданий от глобального потепления постоянно подталкивает местных политиков бороться против всего, что выбрасывает СО2. Электрогрузовики выглядят чуть ли не лучшим способом такой борьбы. Ведь потребление жидкого топлива грузовым транспортом в последние 20 лет увеличивается быстрее, чем у легковушек (из-за бурного роста мировой экономики). Несомненно, западные власти сделают все, чтобы ускорить электрификацию фур в своих странах.

Линия по производству литиевых элементов 4680. К 2030 году Tesla планирует выпускать литиевых аккумуляторов на три миллиарда киловатт-часов в год / ©Tesla

К счастью, это неизбежно приведет и к электрификации фур в России — если не в 2030-х, как в развитом мире, то самое позднее в 2040-х годах. Дело в том, что по мере сужения производства дизельных фур за рубежом российским производителям будет неоткуда получать компоненты двигателей и трансмиссий. А созданием полноценного производства того и другого в России они не озаботились. В какой-то момент отечественные производители грузовиков (те, что остались) либо умрут, либо будут вынуждены перейти на сборку электрофур, чьи компоненты поставляются из-за рубежа. И чем раньше они осознают неизбежность такого выбора, тем больше у них шансов хоть на какое-то выживание.

Иными словами, Tesla Semi только сейчас выглядит новостью сугубо для первого мира. В реальности она неизбежно вызовет глобальную революцию в наземном транспорте. Эта машина и ее аналоги от других производителей — а им придется научиться делать так же хорошо, иначе они погибнут — в ближайшие 15-20 лет опередят по продажам дизельные фуры. А потом и вовсе отправят их на свалку истории. И это, бесспорно, очень хорошая новость.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 21:25
10 минут
Василий Парфенов

Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

Позавчера, 19:01
8 минут
Мария Азарова

Математическое моделирование позволило подсчитать, что большинство случаев тяжелого течения коронавирусного заболевания и госпитализаций по этой причине в США оказались связаны с одним из четырех кардиометаболических нарушений, а главным образом — с ожирением.

6 часов назад
75 минут
Редакция

Наверное, еще с того момента, как первые наши прапрапредки обрели сознание, человек боялся смерти и искал пути ее предотвратить или отсрочить. Древний человек жаждал утешения в представлениях о загробном мире, позже алхимики пытались изобрести зелья, которые помогли бы достичь бессмертия. С развитием науки ученые стремились понять, как работает наша смертность на клеточном уровне и еще глубже – и можно ли серьезно изменить отмеренный человеку век. Именно о теломерах часто говорят как о некоем секрете долголетия, том самом волшебном рычаге в ДНК, который может прибавить один-два десятка лет к нашей жизни. Так ли это?

Позавчера, 21:25
10 минут
Василий Парфенов

Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

Позавчера, 19:01
8 минут
Мария Азарова

Математическое моделирование позволило подсчитать, что большинство случаев тяжелого течения коронавирусного заболевания и госпитализаций по этой причине в США оказались связаны с одним из четырех кардиометаболических нарушений, а главным образом — с ожирением.

6 часов назад
75 минут
Редакция

Наверное, еще с того момента, как первые наши прапрапредки обрели сознание, человек боялся смерти и искал пути ее предотвратить или отсрочить. Древний человек жаждал утешения в представлениях о загробном мире, позже алхимики пытались изобрести зелья, которые помогли бы достичь бессмертия. С развитием науки ученые стремились понять, как работает наша смертность на клеточном уровне и еще глубже – и можно ли серьезно изменить отмеренный человеку век. Именно о теломерах часто говорят как о некоем секрете долголетия, том самом волшебном рычаге в ДНК, который может прибавить один-два десятка лет к нашей жизни. Так ли это?

21 февраля
20 минут
Василий Парфенов

Кого и что только ни успели уже обвинить в технологической катастрофе, которая произошла на этой неделе в США. Но эмоции плавно оседают, и начинают появляться первые результаты разбирательства. А они порой вызывают искреннее недоумение, честно говоря.

2 февраля
44 минуты
Александр Березин

В научном журнале The Lancet появились итоги клинических испытаний «Спутника-V», и на первый взгляд эта публикация — триумф. Российская вакцина показала эффективность выше, чем у Pfizer и Moderna. Увы, на этом хорошие новости закончились. Плохих две.

Позавчера, 21:25
10 минут
Василий Парфенов

Даже при разработке точнейших научных инструментов случаются разные технические сюрпризы — и хорошо, если приятные. К счастью, именно так вышло на этот раз. Ученые получили очередную порцию данных с космического аппарата Parker Solar Probe и здорово удивились. На сделанном в оптическом диапазоне снимке ночной стороны Венеры видны детали поверхности, обычно скрытые плотными облаками. Теперь предстоит решить загадку: либо камера оказалась чувствительна к инфракрасному диапазону излучения, либо случайно обнаружилось «окно» для наблюдений через атмосферу этой планеты.

[miniorange_social_login]

Комментарии

151 Комментариев

Алекс Пископпель
4 дня назад
-
1
+
Энергоэффективность 1 литра солярки в ДВС порядка 38.6 мегаджоулей, примерно 12 квт/час если перевести. Т.е. при среднем расходе 33 литра (из статьи) на 100 км у стандартной фуры, она потребляет 33*12=396 квт/час. (на 100 км), т.е. на 1 км пробега расходуется порядка 4 квт/час энергии. Что касается выбросов СО2 в атмосферу - больше всего выбросов дает животноводство и сельское хозяйство, т.е. если мы превратим нашу планету в голый астероид, летящий в космическом пространстве, то однозначно победим парниковый эффект?
    Александр Березин
    4 дня назад
    -
    0
    +
    "Энергоэффективность 1 литра солярки в ДВС порядка 38.6 мегаджоулей, примерно 12 квт/час если перевести." Вы путаете энергоэффективность с удельной энергоемкостью -- а это совсем разные вещи. Кроме того, 38,6 МДж -- это 10,7 киловатт-часа, а никак не 12 квтч. http://www.ovk-kom.ru/support_unit_table.html "Т.е. при среднем расходе 33 литра (из статьи) на 100 км у стандартной фуры, она потребляет 33*12=396 квт/час. (на 100 км), т.е. на 1 км пробега расходуется порядка 4 квт/час энергии." Учитывая сказанное выше, 33 надо умножить на 10,7=353 киловатт-часа на 100 км, или 3,53 киловатт-часа на километр. "Что касается выбросов СО2 в атмосферу - больше всего выбросов дает животноводство и сельское хозяйство" Нет. Сжигание угля или нефти дает намного больше СО2, чем животноводство в частности, или сельское хозяйство в целом. Один уголь дает примерно 14 млрд тонн СО2 в год.
Смотреть Вконтакт
4 дня назад
-
0
+
Из Дагестана камазы с арбузами ещё не одну тысячу лет будут ездить, какая революция...
    Александр Березин
    4 дня назад
    -
    0
    +
    Не будут. Дизельные фуры закончат ездить между городами России в ближайшие несколько десятков лет -- солярка на фоне киловатт-часов больно дорога.
Андрей Пак
5 дней назад
-
0
+
Интересное сравнение двух не существующих в реальности грузовиков. Сравнение двух не сушествуюших в реальности грузовиков. Классический сферический конь в вакууме. Особенно восхитительно выглядят аргументация преимущества одного над другим.
    Александр Березин
    5 дней назад
    -
    0
    +
    равнение двух не существующих в реальности грузовиков. Сравнение двух не сушествуюших в реальности грузовиков.
    А почему не четыре раза повторили? Так ведь, наверное,еще убедительнее, да? Для вас, конечно. Мне жаль вас расстраивать, но оба эти грузовика уже годами проходят испытания на дорогах общего пользования. И если бы вы прочитали статью, то заметили бы это, и фотографии с этих самых дорог общего пользования. И их параметры уже давно выявлены при испытаниях. А сами машины поступают в продажу в этом году.
Павел Беляков
5 дней назад
-
-1
+
Хомяки все маструбируют на Тесли и Маска... Свидетели Илоны, очнитесь уже!!! Кроме хайпа, Тесла пока ничего не добилась! Убыточная контора, выпускающая посредственные автомобили по явно завышенной цене! У тех же китайцев электротехнологии в автотранспорте развиты куда как более сильно, и это без всякого хайпа!!!
    Александр Березин
    5 дней назад
    -
    2
    +
    "Тесла пока ничего не добилась! ... контора, выпускающая посредственные автомобили" Извините, но мне слишком смешно, чтобы отвечать на ваши комментарии.
ivankolupayev
5 дней назад
-
1
+
Вот ведь даже нефтяник unginer не хочет спорить с Березиным на бабло. Совсем народ скатился к нищете ))
Ков Олег
5 дней назад
-
0
+
Соглашусь с автором! Всё так примерно и будет! Году в 2035 вспомните об этой статье...и я уверен, что всё даже превзойдёт ожидания. Респект автору!
Сергей Яковлев
6 дней назад
-
0
+
Только что (на Дзене) узнал, что Маск решил вложиться в биткойн. Вот здесь просто хочется аплодировать ему. Над головой висела огромная скала СВЕРХ завышенной капитализации Теслы, пузырище надулся ого-го какой, и простым решением Маск разруливает ситуацию. Точнее - может легко решить: новая ситуация настолько непривычна, что разбирательство/адаптация к ней займут очень большое время. Но, конечно, гарантии 100%-й нет.
    ivankolupayev
    6 дней назад
    -
    0
    +
    Тесла решила вложиться в биткойн. Это акционерное общество, Маск в общем-то даже не решает, у него всего 20% акций компании. Впрочем подобное вложение принесло компании немалую прибыль. Хоть по словам Маска "Биткоин почти такая же фигня, как фиатные деньги" Еще забавней что компания получает главную прибыль даже не от продажи электрокаров, а от торговли экологическими квотами которыми компания снабжает обычных производителей.https://3dnews.ru/1033148/bitkoin-prinyos-tesla-bolshe-deneg-chem-elektrokari-v-proshlom-godu
    +
      ещё комментарии
      Сергей Яковлев
      5 дней назад
      -
      0
      +
      Вот именно!
        Александр Березин
        5 дней назад
        -
        0
        +
        Надеюсь, это вас утешит, когда Тесла придет в Россию и встанет на первое место в мире по числу произведенных машин, обогнав ФВ с Тойотой.
          Сергей Яковлев
          5 дней назад
          -
          0
          +
          (Исключительно любопытно слушать "пророчества" провидцев из "секты Илона Маска"). - - - - - - - - - - - - - - - Не получится. Тесла процветает только благодаря двум составляющим: моде/рекламе на электромобили и продажам именно в премиум сегменте. Точно как это делает Apple. И точно так будет иметь те же ограничения по продвижению. Только Apple может позволить даже небогатый - если "упрётся", а вот цены на Теслу - это уже другой порядок!
            Александр Березин
            5 дней назад
            -
            0
            +
            Да мне совершенно все равно, что вы думаете. Мое дело дать правильный прогноз. А ваше -- страдать, наблюдая его реализацию..
              Сергей Яковлев
              5 дней назад
              -
              0
              +
              Да какой же это прогноз? - Надеюсь, это вас утешит, когда Тесла придет в Россию и встанет на первое место в мире ... Прогноз - это "Я думаю, что Тесла ..." А у вас чистое ПРОВИДЕНИЕ! ИСТИННАЯ ВЕРА!!
                Александр Березин
                5 дней назад
                -
                0
                +
                "Да какой же это прогноз?" У вас трудности с чтением, или с пониманием написанного? Прогноз был в тексте: электрофуры подобного рода составят большинство продаваемых фур в 2030-х. Это -- прогноз. "Прогноз - это "Я думаю, что Тесла ..." А у вас чистое ПРОВИДЕНИЕ! ИСТИННАЯ ВЕРА!!" Нет. У меня прогноз основанный на анализе. "Я думаю" -- это не прогноз, и не аргумент. А вот "исходя из вышеизложенного большинство новых фур в мире будут электрическими в 2030-х годах" -- это прогноз. Я достаточно доступно объяснил? Вы смогли понять, или все еще нет?
                Сергей Яковлев
                5 дней назад
                -
                0
                +
                Прошу простить - не сразу распознал супер тролля. И спасибо, что понял не очень поздно ...
Олег Катюшкин
6 дней назад
-
0
+
Про выхлоп теплоходов расскажите,вот где ужас!и экологи не видят!
    Александр Березин
    6 дней назад
    -
    0
    +
    Не совсем понял вашу мысль. Какое отношение электрофура имеет к теплоходам?
Максим Вшивцев
7 дней назад
-
1
+
АХА!!! Вижу как сейчас: этот электо-грузовик х.рачит по хайвэю, в замерзшем наглухо Техасе :)))))))
Сергей Яковлев
1 неделя назад
-
0
+
Просто удивительно: один РЕАЛЬНЫЙ электрогрузовик с хорошими моторами и аккумуляторами ПОЧЕМУ-ТО расходует энергии на треть больше, чем другой, но - "бумажный". Вот смотрите: "Но вот дальность у eCascadia — всего 400 километров. Значит, она тратит 1,38 киловатт-часа на километр — в 1,32 раза больше, чем фура Маска." Хоть грамм логики здесь видите? Нет, сравнивая дизельные и электрогрузовики, можно какими-то "хитро....ми" манипуляциями доказать преимущество одного над другим, но когда сравнивают два одинаковых СОВРЕМЕННЫХ электромобиля - ???? Что же касается каких-то конструкционных ухищрений (повышение обтекаемости грузовиков и пр.), то НИКТО НЕ МЕШАЕТ сделать это НА ЛЮБОЙ МАШИНЕ, а не только на эл.мобиле Маска. Как обычно, Маск раз в несколько месяцев должен делать СУПЕР-ПУПЕР-МЕГА-СЕНСАЦИОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ, и смысл этого - ЕЩЁ РАЗ поднять цены на акции.
    Александр Березин
    7 дней назад
    -
    1
    +
    "Просто удивительно: один РЕАЛЬНЫЙ электрогрузовик с хорошими моторами и аккумуляторами ПОЧЕМУ-ТО расходует энергии на треть больше, чем другой, но - "бумажный"." Вы текст читали? Оба эти грузовика находятся на одной и той же стадии -- окончания испытаний, продажи начинаются у обоих в этом году. То есть ситуации "один реальный другой бумажный" за пределами вашего комментария не существует. "Хоть грамм логики здесь видите? Нет, сравнивая дизельные и электрогрузовики, можно какими-то "хитро....ми" манипуляциями доказать преимущество одного над другим, но когда сравнивают два одинаковых СОВРЕМЕННЫХ электромобиля - ????" Самое обычное дело. Электромобили Теслы всегда энергоэффективнее одноклассников. Например, Model Y тратит на километр пробега 0,17 киловатт-часа https://www.fueleconomy.gov/feg/Find.do?action=sbs&id=40986 , а Jaguar i Pace -- 0,27 киловатт-часа на километр.https://www.fueleconomy.gov/feg/Find.do?action=sbs&id=40986 Почему? Ну, если бы вы прочли текст выше, то не смогли бы не заметить пояснений, почему энергоэффективность электромобилей Теслы выше, чем у конкурентов. Лучше аэродинамика, больше внимания уделено энергоэффективности даже в мелочах. То же самое и с грузовиками. "Что же касается каких-то конструкционных ухищрений (повышение обтекаемости грузовиков и пр.), то НИКТО НЕ МЕШАЕТ сделать это НА ЛЮБОЙ МАШИНЕ, а не только на эл.мобиле Маска." Ничто не мешало каждому художнику рисовать на уровне Караваджо -- а не только Караваджо. Ничто не мешало каждому полководцу воевать как Суворов -- а не только Суворову. Но в реальной жизни Суворов выигрывал у остальных. Также и здесь. Ягуар и Даймлер очень хотели бы иметь более высокую энергоэффективность -- как у Теслы. Благо они знают, что нехватка энергоэффективности мешает их электромобилям занять такую же долю рынка. Но они не могут. Увы. "Как обычно, Маск раз в несколько месяцев должен делать СУПЕР-ПУПЕР-МЕГА-СЕНСАЦИОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ, и смысл этого - ЕЩЁ РАЗ поднять цены на акции." Как обычно (также, как и в остальных ваших тезисах из этого комментария), вы не разобрались в теме.
    +
      ещё комментарии
      Сергей Яковлев
      6 дней назад
      -
      -1
      +
      Самое обычное дело. Электромобили Теслы всегда энергоэффективнее одноклассников. Например, Model Y тратит на километр пробега 0,17 киловатт-часа https://www.fueleconomy.gov/feg/Find.do?action=sbs&... , а Jaguar i Pace -- 0,27 киловатт-часа на километр. - - - - - - - - - - Ну конечно, ССЫЛКИ на "документы"! Почти как в известном анекдоте: - А вот сосед 80-ти лет говорит - ... - Дедушка, а ты тоже - ГОВОРИ!
        Александр Березин
        6 дней назад
        -
        0
        +
        "Ну конечно, ССЫЛКИ на "документы"!" Это ссылка на официальный сайт, наполняемый EPA, американской государственной организации, выпускающей официальные оценки энергоэффективности машин. То, что вы не знаете, что такое EPA, но при этом пытаетесь подвергнуть его цифры сомнению -- не означает, что с EPA что-то не так. Это означает, что что-то не так с вами.
          Сергей Яковлев
          6 дней назад
          -
          -1
          +
          Зато прекрасно понятно, ЧТО с вами - проповедником секты Маска!
    ivankolupayev
    6 дней назад
    -
    1
    +
    Ничто не мешает любому чудаку делать громкие заявления хоть каждый день. Но Маск свои заявления выполняет. В этом отличие.
1
2
3
4

Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: