18.10.2022
4 183

Химическое выпрямление волос связали с развитием рака матки

4.8

Ученые проследили за здоровьем десятков тысяч женщин и обнаружили, что у тех, кто пользуется химическими средствами выпрямления кудрей, возрастает риск развития рака матки. Зато краски и другие средства для волос такой корреляции не показали.

©melohel, Flickr

Существует множество способов выпрямить кудри, но самый долговременный эффект дает «химия». Волосы состоят из белковых нитей кератина, а их форму определяют дисульфидные связи, которые возникают между аминокислотами (цистеином), входящими в состав соседних нитей. Некоторые вещества разрывают эти дисульфидные мостики, позволяя придать волосам нужную форму — например, выпрямляя их при расчесывании или растягивании, — пока связи не образуются вновь, закрепив волосы в новом положении.

Для этого могут применять довольно агрессивные соединения с сильными щелочными или гигроскопичными свойствами. Чтобы сберечь волосы и кожу, парикмахеры и стилисты обращаются к менее опасным формулам, однако и они, по-видимому, не проходят даром для организма. Есть свидетельства, указывающие на то, что многие подобные средства способны нарушать работу эндокринной системы. А в 2019 году исследователи показали, что некоторые компоненты красок для волос повышают риск развития рака груди.

Новое исследование провели ученые из американского Национального института здоровья и окружающей среды (NIEHS), статья которых опубликована в Journal of the National Cancer Institute. Александра Уайт (Alexandra White) и ее коллеги на протяжении более чем десяти лет отслеживали здоровье почти 34 тысяч жительниц США в возрасте от 35 до 74 лет. За этот период у 378 участниц диагностировали рак матки.

У женщин, которые прибегали к химическому выпрямлению волос хотя бы раз в течение года, вероятность развития болезни оказалась выше, чем у тех, кто никогда не проходил такую процедуру. Отношение рисков (HR) составило 1,8, что соответствует 64-процентному росту. А для женщин, которые выпрямляли волосы химическими методами часто, четыре и более раз в год, риск оказался выше на 71 процент (HR = 2,55).

Разумеется, в Соединенных Штатах Америки чаще других к такой процедуре прибегают представительницы афроамериканского населения. Однако авторы учли этот фактор при статистической обработке данных и исключили его влияние. Кроме того, в своей работе ученые оценивали влияние и других популярных товаров, включая краски для волос и препараты для перманентной завивки. Их использование не показало какой-либо корреляции с риском развития рака матки.