22 апреля
Мария А.
2 848

Оленей впервые заподозрили в заражении людей смертельным «вирусом зомби»

5.9

В США описали два случая болезни Крейтцфельдта — Якоба у охотников. Предположительно, мужчины заразились после употребления в пищу мяса оленей, пораженных хронической истощающей болезнью, или «вирусом зомби».

Олень
Чернохвостый олень (Odocoileus hemionus)  в национальном парке Йосемити, Калифорния, США / © Harry Laub, imageBROKER.com

Сотрудники Медицинской школы имени Терезы Лозано Лонг в городе Сан-Антонио (Техас) опубликовали небольшой отчет в журнале Neurology. В статье речь идет о двух американских охотниках с болезнью Крейтцфельдта — Якоба (БКЯ) — редким и быстро прогрессирующим нейродегенеративным заболеванием из группы прионных. Это неизлечимые и смертельные поражения головного мозга, связанные с инфекционными белками (прионами).

В 2022 году 72-летний мужчина обратился к медикам с жалобами на спутанность сознания — патологическое состояние, обусловленное нарушением психических процессов — и агрессию. Оказалось, ранее он ел мясо пойманного на охоте оленя, страдавшего хронической истощающей болезнью. Причем друг этого пациента, тоже употребивший в пищу мясо животных из той же популяции, ранее скончался от болезни Крейтцфельдта — Якоба.

«Несмотря на активное симптоматическое лечение, состояние пациента ухудшилось, он умер спустя месяц после первого обращения. Диагноз подтвердился посмертно: „спорадическая БКЯ с гомозиготной аминокислотой метионином, кодируемым кодоном 129 (sCJDMM1)“», — отметили медики.

Кодоном называют тройку нуклеотидных остатков в ДНК или РНК, кодирующую включение одной аминокислоты. В описываемом случае речь о кодоне, который кодирует аминокислоту метионин. Это важная, незаменимая аминокислота — в норме она не синтезируется человеческим организмом, а поступает с пищей (но к оленям это не относится).

По словам исследователей, история болезни 72-летнего охотника и аналогичный случай у его знакомого позволяют допустить, что передача хронической истощающей болезни от животных к человеку все же возможна. Однако, поскольку сложно различить «спорадическую БКЯ с гомозиготной аминокислотой метионином, кодируемым кодоном 129» и болезнь «зомби-оленей» без детального анализа самого инфекционного патогена — приона, — выводы предварительны.

«Хотя причинно-следственная связь остается недоказанной, описанные случаи демонстрируют, насколько важно продолжать изучать потенциальные риски употребления в пищу оленей с хронической истощающей болезнью», — предупредили авторы отчета.

Что такое хроническая истощающая болезнь, или болезнь «зомби-оленей»

Согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, хроническая истощающая болезнь (chronic wasting disease, CWD) — разновидность прионных заболеваний, поражающая диких животных, включая оленей. Причина заключается в белках с аномальной структурой (прионы), из-за которых нормальные белки в мозге начинают сворачиваться неправильно. Почему это происходит — до сих пор не ясно.

Неправильно свернутые белки в головном мозге вызывают дисфункцию организма, что выражается в необычных симптомах. Среди них — резкая потеря веса, злоупотребление алкоголем и чрезмерное мочеиспускание, нарушение координации при движении, летаргия, опущение мочек ушей, а также дисфагия (затруднение глотания), которая может привести к слюнотечению, развитию пневмонии и в итоге к смерти. Именно из-за того, что больные олени спотыкались и пускали слюни, CWD прозвали болезнью «оленей-зомби». Ее признаки могут проявиться через месяцы или даже годы, что осложняет визуальную диагностику.

Заболевание передается от животного к животному при прямом контакте с биологическими жидкостями и экскрементами, загрязненной почвой, водой и через пищу.

У людей пока официально не выявили ни одного подтвержденного случая заражения «вирусом зомби-оленей». Тем не менее ученые опасаются, что хроническое истощающее заболевание, впервые обнаруженное в 1980-х и уже зафиксированное у этих парнокопытных млекопитающих в большинстве штатов США, Канаде, Норвегии и Южной Корее, может быть опасно и для человека. Прионные болезни способны преодолевать видовой барьер — стоит вспомнить вспышку коровьего бешенства в Великобритании в 1990-х, когда погибли почти 200 человек.