22 апреля
Андрей Папиш

Обезьяны, вынужденные питаться экскрементами летучих мышей, могут стать переносчиками опасных вирусов

Ученые зафиксировали более 800 случаев, когда обезьяны и дукеры поедали экскременты летучих мышей. В фекалиях рукокрылых обнаружили более 30 разных вирусов, в том числе бетакоронавирус.

Поедание гуано
Изображения кучи гуано (а, стрелка) и шимпанзе (б), восточного колобуса (в) и красного дукера (г), поедающих гуано летучих мышей, были сделаны с помощью камер слежения в период с 5 июля по 18 октября 2017 года и с 14 сентября 2018 года по 28 апреля 2019 года / © Communications Biology, Pawel Fedurek et al.

Распространение зоонозных вирусов — сложная и крайне важная тема современной медицины. Например, Covid-19 убил больше людей, чем Первая мировая война. Но заболевание далеко не всегда переходит от дикого животного к человеку напрямую. Для этого часто требуется усиление промежуточным носителем — так называют организмы, в которых вирус размножается и распространяется в больших количествах. Например, так было с вирусом Хендра, который живет в летучих лисицах. В середине 1990-х в Австралии он через экскременты этих животных перескочил на лошадей, а от них — на человека. Летальность от вируса Хендра у людей составила 60%.

Эпидемия Эболы в Африке, по некоторым предположениям, тоже была вызвана переносом от естественного резервуара к организмам-усилителям. Подтверждено, что от летучих мышей Эбола передалась человекообразным обезьянам (гориллам и шимпанзе) и дукерам (это небольшие парнокопытные, их еще называют хохлатыми антилопами). Предположительно, люди заражались патогеном при контакте с тушами этих животных.

В новой научной работе исследователей из США, Европы и Уганды сообщается о возможной передаче вирусной инфекции от летучих мышей обезьянам и красным дукерам. Авторы проанализировали видеозаписи из леса Будонго в Уганде, на которых зафиксировали 839 случаев употребления в пищу экскрементов рукокрылых животных (гуано). Анализ показал, что фекалии летучих мышей содержали более 30 вирусов. Статья опубликована в журнале Communications Biology.

Исследователи наблюдали, как в промежутке с июля 2017 года по апрель 2019-го шимпанзе, восточные колобусы (Colobus guereza occidentalis) и красные дукеры (Cephalophus natalensis) ели гуано под большим дуплистым деревом, где ночевали колонии красных листоносов (Hipposideros ruber), подковогубых летучих мышей. Приматы ели их экскременты руками, а дукеры слизывали или пили воду поблизости, что указывает на целенаправленное посещение этих мест.

Авторы изучили вещественный состав образцов гуано и обнаружили в них высокую концентрацию магния, фосфора и калия. Как отметили ученые, ни в каком другом источнике в лесу Будонго не встречалось такого количества минералов. Помимо того, в образцах нашли натрий, кальций, железо и марганец.

Место на фенологическом древе бетакоронавируса Buhirugu virus 1 (BHRGV-1) из подотряда Hibecovirus, он выделен жирным и помечен красной точкой. Таксоны обозначены аббревиатурами в скобках указаны вирусы из человека (H) или из хозяев других отрядов млекопитающих (Ar = Парнокопытные; Ca = Хищные; Ch = Рукокрылые; Eu = Насекомоядные; La = Зайцеобразные; Pe = Непарнокопытные; Ph = Панголины; Ro = Грызуны). Цветные группы соответствуют подотрядам Betacoronavirus (сверху вниз): Sarbecovirus, Hibecovirus, Nobecovirus, Merbecovirus и Embecovirus / © Communications Biology, Pawel Fedurek et al.

Метагеномный анализ выявил в исследуемых экскрементах 27 новых эукариотических вирусов из 12 семейств, в числе которых — бетакоронавирус, а также семь неклассифицированных патогенов. Биологи секвенировали геном одного из бетакоронавирусов и определили его как новую разновидность в подотряде Hibecovirus. Отдельные пробы гуано содержали в среднем 14,5 патогена.

Возможные причины таких пищевых привычек, по мнению исследователей, восходят к вырубке пальм. На территории леса Будонго до 2008 года активно росла пальма Raphia farinifera, которая после разложения служила источником минералов для местных животных. Но в 2006-2012 годах табачные фермеры в Уганде стали активно делать бечевку из этого растения для связывания и сушки табачных листьев. Численность пальмы стала сокращаться.

Поедание гуано, по версии авторов новой научной работы, — это адаптация. Впервые употребление гуано в пищу зафиксировали в июне 2017 года, тогда это делали шимпанзе. Основного источника необходимых для организма минералов нет, поэтому животные ищут альтернативу — например, богатые магнием и калием экскременты летучих мышей. Такая перемена пищевых привычек может привести к возникновению новой вирусной эпидемии, если обезьяны и дукеры станут переносчиками патогена.

«Не хватает только детей, которые находят мертвого шимпанзе, или взрослых, охотящихся на них ради мяса, и мост для появления нового вируса готов», — подчеркнул эволюционный биолог Паскаль Ганьо из Калифорнийского университета в Сан-Диего, не участвовавший в исследовании.