18.11.2019
София Жаботинская
16 313

Новый метод лечения поможет бороться с генетически обусловленным преждевременным старением

Антисмысловые олигонуклеотиды могут стать эффективным лекарством от прогерии и замедлить процессы старения у здоровых людей.

Больные прогерией
Больные прогерией / © Biobiochile

Детская прогерия, или синдром Хатчинсона — Гилфорда, — редчайшее генетическое заболевание, поражающее примерно одного человека из 18 миллионов. При прогерии возникают изменения кожи и внутренних органов, обусловленные ускоренными процессами старения. Средняя продолжительность жизни больных — 13 лет. При этом известны лишь двое больных детской прогерией, перешагнувших 27-летний рубеж.

Причина детской прогерии кроется в мутации гена LMNA, кодирующего белок ламин А, который формирует один из важных слоев оболочки клеточного ядра, так называемую ядерную ламину. У больных с этой мутацией синтезируется белок прогерин, нарушающий процессы исправления повреждений ДНК, а также деления фибробластов (клеток соединительной ткани, синтезирующих внеклеточный матрикс). Также при прогерии наблюдаются исчезновение подкожной клетчатки и атрофические изменения эпидермиса.

На сегодня уже не один десяток попыток разработать эффективный метод лечения болезни не прошел стадию клинических испытаний. Ученые из Института молекулярной онкологии в Италии и Каролинского института в Швеции провели эксперименты на линиях клеток человека и на лабораторных мышах. Их эксперименты показали, что терапия антисмысловыми нуклеотидами может быть использована для лечения прогерии. Статья об этом опубликована в издании Nature Communications.

Исследователи собрали образцы клеток от детей с прогерией, чтобы изучить нарушения функции теломерных участков хромосом и накопление так называемой теломерной некодирующей РНК, которая не транслируется в белок. Ученые смогли снизить уровень транскрипции такой РНК и нормализовать тем самым процессы деления клеток, добавив в них антисмысловые олигонуклеотиды. Это короткие последовательности нуклеиновой кислоты, комплементарные матричной РНК мутантных генов LMNA. Образуя с ними двухцепочечные участки, эти олигонуклеотиды блокируют синтез прогерина.

Мыши с прогерией, получавшие терапию антисмысловыми олигонуклеотидами, показали значительное увеличение максимальной и средней ожидаемой продолжительности жизни — на 44% и 24% соответственно. «Это очень многообещающие результаты», — говорят ученые. Такая терапия может быть полезна не только для лечения больных прогерией, но и для нормализации процессов старения, ведь прогерин обнаружен и в клетках пожилых людей, при этом с возрастом его количество увеличивается.

В дальнейшем ученые хотят провести исследования на здоровых людях, чтобы изучить влияние относительно низких концентраций прогерина на внутриклеточные процессы и подробно изучить роль этого белка в развитии возрастных болезней.

Ранее ученые из Бристольского университета подтвердили, что курение ускоряет старение лица. Их коллеги из Университета Дьюка в Северной Каролине нашли связь между старением мозга и медленной ходьбой.