• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
17.04.2023, 16:54
МГППУ
4
4,4 тыс

В МГППУ выяснили, как дошкольники воспринимают Хагги Вагги

❋ 4.6

В ноябре 2022 года игрушка Хагги Вагги находилась на пике популярности. В этой связи в Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ поступали многочисленные запросы от федеральных органов государственной власти и родителей, обеспокоенных тем, как эта игрушка может повлиять на психическое здоровье детей. Психологи сделали вывод — все зависит от контекста, который ребенок вкладывает в процесс игры.

В МГППУ выяснили, как дошкольники воспринимают Хагги Вагги
В МГППУ выяснили, как дошкольники воспринимают Хагги Вагги / ©Getty images / Автор: Андрей Чернов

Хагги Вагги (от англ. “to hug” — «обнимать») — персонаж компьютерной хоррор-игры Poppy Playtime, выпущенной в октябре 2021 года. По подсчетам AppMagic, в App Store и Google Play на сегодняшний день было выпущено уже около 2000 приложений, где используется образ Хагги-Вагги. Также появилась мягкая игрушка Хагги-Вагги, которая приобрела исключительную популярность в 2021-2022 годах. Широкое распространение получили видеоролики с участием монстра Хагги Вагги на YouTube и TikTok. Некоторые из этих видео набирают миллионные просмотры. Эти тенденции вызывают серьезное беспокойство родителей, поскольку во многих роликах присутствуют сцены насилия и призывы навредить самому себе или другим.

Специалисты ЦМИСД МГППУ провели эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия современными российскими дошкольниками игрушек Хагги Вагги. Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологическая наука и образование».

В задачи проведенного исследования не входили ни анализ содержания оригинальной видеоигры, ни роликов, создаваемых с образом Хагги Вагги. В то же время в рамках исследования учитывалось, насколько ребенок осведомлен о социокультурном контексте игрушки, знаком ли он с сюжетом видеоигры и просматривал ли ролики с образом Хагги Вагги в Интернете.

В исследовании приняли участие 298 детей дошкольного возраста (4-6 лет). Согласно полученным данным, подавляющее большинство детей знают о Хагги Вагги, даже если у них дома нет этой игрушки (88,5%, N=54). О существовании этого персонажа дети в основном узнают от сверстников (в детском саду, на детской площадке) — 37,7% (N=23) или из роликов на YouTube — 26,2% (N=16). Существенно меньше детей узнают об игрушке, увидев ее в магазине – 9,8% (N=6) или получив в подарок – 3,3% (N=2).

Изображения Хагги Вагги, которые нарисовали дети / ©Пресс-служба МГППУ

11,4% (N=7) не смогли указать, откуда узнали о Хагги Вагги, однако отметили, что «об этой игрушке знают все». Отвечая на вопросы, направленные на оценку восприятия образа Хагги Вагги, большинство детей (60%, N=37) квалифицировали его в качестве «злого» персонажа. «Добрым» его сочли 26,2% (N=16), а 6,6% (N=4) — амбивалентным, «добрым» и «злым» одновременно. При этом, 6,6% (N=4) не смогли ответить на этот вопрос. Согласно полученным данным, больше половины детей (59%, N=36) знают о компьютерной игре Poppy Playtime, тогда как 41% (N=25) не знакомы с ней. Сопоставление двух этих групп дошкольников позволило выявить, что восприятие Хагги Вагги в качестве злого и агрессивного персонажа в значительно большей степени свойственно детям первой группы, то есть тем, кто знает о содержании игры.

Таким образом, восприятие Хагги Вагги в качестве злого и агрессивного персонажа напрямую связано с тем, знаком ли ребенок с социокультурным контекстом персонажа. В то же время необходимо обратить внимание на то, что подавляющее большинство детей, осведомленных о сюжете игры, узнали о ней из роликов на YouTube и при этом сами не играли в нее (65%, N=17). Таким образом, представление этих детей об образе Хагги Вагги сложилось на основании сюжетов, которые имеют мало общего с оригинальным сюжетом игры.

С целью выявления эмоциональной нагрузки на ребенка, связанной с образом Хагги Вагги, были проанализированы 107 рисунков Хагги Вагги и 107 рисунков человека, выполненных детьми. В подавляющем большинстве случаев (90,6%, N=97) в детских изображениях Хагги Вагги не было выявлено тенденции к сглаживанию негативных характеристик в образе этого персонажа, что говорит об отсутствии страха перед ним. Уменьшение образа Хагги Вагги в размерах, раскрашивание персонажа пастельными тонами, добавление различных украшений (например, бантиков), свидетельствующее о стремлении сделать образ более приемлемым и комфортным для восприятия, были выявлены лишь в 9,3% (N=10) изображений. Высказывания в процессе рисования также подтвердили стремление этой небольшой группы детей справиться с негативными эмоциональными переживаниями, связанными с этим образом.

В игровой деятельности с игрушкой Хагги Вагги приняли участие 130 детей от четырех до шести лет, из них мальчиков – 43% (N=56), девочек – 57% (N=74). Наблюдения проводились среди двух возрастных групп детей: среднего дошкольного возраста — 49% (N=64) и старшего дошкольного возраста — 51% (N=66). В процессе невключенного наблюдения за игрой в группах детского сада было выявлено, что при наличии Хагги Вагги дети не часто используют эту игрушку в процессе игровой деятельности. Было зафиксировано 133 эпизода взаимодействия детей с игрушкой Хагги Вагги.

Использование Хагги Вагги в сюжетной игре было зафиксировано лишь в 2,3% (N=3) всех эпизодов взаимодействия, причем это были бытовые сюжеты. Интересно, что развернутые сюжеты с использованием Хагги Вагги не встречались. В основном можно было наблюдать манипуляции с игрушкой (6,8%, N=9): дети рассматривали игрушку, теребили, соединяли лапы, скрепляли липучкой. Результаты наблюдения показали, что многие дети (38,5%, N=50) использовали игрушку как атрибут престижа — носили с собой, занимаясь своими делами (рисовали, разговаривали между собой, играли в Лего). При этом 8,3% (N=11) детей использовали Хагги Вагги в качестве «игрушки-обнимашки».

«Мы сделали вывод, что дети дошкольного возраста достаточно редко используют Хагги Вагги именно в процессе игровой деятельности (например, в сюжетно-ролевой игре), — отмечает Ольга Рубцова, кандидат психологических наук, руководитель ЦМИСД МГППУ. — Хагги Вагги представляет интерес, скорее, как «игрушка-обнимашка» — игрушка, которая необходима ребенку для эмоциональной поддержки, с которой он ложится спать, обнимается, когда возникает такая потребность.

Ответ детей на вопрос «Как ты думаешь, Хагги Вагги – злой или добрый персонаж?» / ©Пресс-служба МГППУ

В целом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Взаимодействие дошкольников с популярной игрушкой Хагги Вагги напрямую связано с тем, насколько дети осведомлены о контексте видеоигры Poppy Playtime, персонажем которой он является. Если дети не знакомы с содержанием видеороликов об игре Рорру Playtime, их взаимодействие с игрушкой Хагги Вагги не отличается от взаимодействия с другими мягкими игрушками. Негативная эмоциональная нагрузка и эпизоды нежелательного игрового поведения детей с Хагги Вагги (например, агрессия) наблюдались в тех случаях, когда дети узнавали об игре из роликов на YouTube, где отрицательное содержание игры и сам персонаж представлены максимально аффективно.

Подводя итоги, Екатерина Клопотова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ЦМИСД МГППУ, подчеркивает, что родителям следует обратить внимание на то, как именно ребенок играет с игрушкой Хагги Вагги: если игра с Хагги Вагги не отличается от игры с другими игрушками — эта ситуация не требует вмешательства; если в процессе игры с Хагги Вагги ребенок проявляет агрессивное поведение, взрослый может включиться в игру в роли персонажа, который поможет Хагги Вагги стать обычной («не злой») игрушкой, или направит все силы Хагги Вагги на «борьбу со злом». 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) - первый в России психологический университет: 12 факультетов, из которых 7 психологических, 23 психологические кафедры, 22 специальности и направления подготовки. МГППУ - участник программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». МГППУ по итогам предметных рейтингов вузов России 2022 года RAEX вошел в число лучших вузов страны по психологии и педагогике.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
30 октября, 16:53
ФизТех

Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.

31 октября, 08:53
Любовь С.

Ученые из коллаборации LIGO, VIRGO и KAGRA впервые зафиксировали гравитационно-волновые события, указывающие на существование черных дыр второго поколения — «потомков» предыдущих слияний. Открытие позволит понять, как именно во Вселенной рождаются сверхмассивные черные дыры.  

31 октября, 10:14
Юлия Трепалина

Эксперимент, устроенный в морском аквариуме в Лос-Анджелесе, продемонстрировал, что акулы и скаты, принадлежащие к пластиножаберным рыбам, могут обладать более высоким уровнем интеллекта. Значит, им необходима обогащенная среда обитания при содержании в неволе.

30 октября, 16:53
ФизТех

Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.

27 октября, 11:44
Илья Гриднев

Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.

29 октября, 16:24
Юлия Трепалина

В последние годы содержание кошек дома без возможности свободного выгула все чаще преподносят как идеальную модель, которая ограждает дикую фауну от нападений и обеспечивает благополучие самих питомцев. Подобные утверждения в разных частях мира звучат от некоторых защитников природы и представителей властей. Однако группа ветеринаров из Австралии и Дании недавно раскритиковала такой подход. Ученые не спорят с тем, что кошки влияют на уязвимые экосистемы и что ограничение их свободы — действенная мера по смягчению этого эффекта. Тем не менее исследователи настаивают, что жизнь в изоляции для питомцев совсем не благо. Заявляющие обратное как минимум ошибаются, а в худшем случае намеренно вводят общественность в заблуждение.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария
Karina Kavyar
20.06.2023
-
0
+
Обязательно нужно убирать этот ужас. Оставьте образ, уберите эти глаза и зубы. У нас и куклы в 80% с невероятными даунскими или что похуже лицами, особенно дешевые. Бедные дети.
Убрать бы надо бы эту срамоту из магазинов. Идиотизм какой-то. Даже Чебурашка выглядит лучше по сравнению с этими уродскими чудовищами. Где нормальные теплые ламповые игрушки ?
    -
    0
    +
    Семен, оставьте,пожалуйста, чужих детей в покое. Если хотите что-то запретить, начните с курева и алкоголя: детям от них вреда несоизмеримо больше, чем от игрушки. Задолбали уже запрещальщики и убиральщики
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно