Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В МГППУ выяснили, как дошкольники воспринимают Хагги Вагги
В ноябре 2022 года игрушка Хагги Вагги находилась на пике популярности. В этой связи в Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ поступали многочисленные запросы от федеральных органов государственной власти и родителей, обеспокоенных тем, как эта игрушка может повлиять на психическое здоровье детей. Психологи сделали вывод — все зависит от контекста, который ребенок вкладывает в процесс игры.
Хагги Вагги (от англ. “to hug” — «обнимать») — персонаж компьютерной хоррор-игры Poppy Playtime, выпущенной в октябре 2021 года. По подсчетам AppMagic, в App Store и Google Play на сегодняшний день было выпущено уже около 2000 приложений, где используется образ Хагги-Вагги. Также появилась мягкая игрушка Хагги-Вагги, которая приобрела исключительную популярность в 2021-2022 годах. Широкое распространение получили видеоролики с участием монстра Хагги Вагги на YouTube и TikTok. Некоторые из этих видео набирают миллионные просмотры. Эти тенденции вызывают серьезное беспокойство родителей, поскольку во многих роликах присутствуют сцены насилия и призывы навредить самому себе или другим.
Специалисты ЦМИСД МГППУ провели эмпирическое исследование, направленное на изучение восприятия современными российскими дошкольниками игрушек Хагги Вагги. Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологическая наука и образование».
В задачи проведенного исследования не входили ни анализ содержания оригинальной видеоигры, ни роликов, создаваемых с образом Хагги Вагги. В то же время в рамках исследования учитывалось, насколько ребенок осведомлен о социокультурном контексте игрушки, знаком ли он с сюжетом видеоигры и просматривал ли ролики с образом Хагги Вагги в Интернете.
В исследовании приняли участие 298 детей дошкольного возраста (4-6 лет). Согласно полученным данным, подавляющее большинство детей знают о Хагги Вагги, даже если у них дома нет этой игрушки (88,5%, N=54). О существовании этого персонажа дети в основном узнают от сверстников (в детском саду, на детской площадке) — 37,7% (N=23) или из роликов на YouTube — 26,2% (N=16). Существенно меньше детей узнают об игрушке, увидев ее в магазине – 9,8% (N=6) или получив в подарок – 3,3% (N=2).
11,4% (N=7) не смогли указать, откуда узнали о Хагги Вагги, однако отметили, что «об этой игрушке знают все». Отвечая на вопросы, направленные на оценку восприятия образа Хагги Вагги, большинство детей (60%, N=37) квалифицировали его в качестве «злого» персонажа. «Добрым» его сочли 26,2% (N=16), а 6,6% (N=4) — амбивалентным, «добрым» и «злым» одновременно. При этом, 6,6% (N=4) не смогли ответить на этот вопрос. Согласно полученным данным, больше половины детей (59%, N=36) знают о компьютерной игре Poppy Playtime, тогда как 41% (N=25) не знакомы с ней. Сопоставление двух этих групп дошкольников позволило выявить, что восприятие Хагги Вагги в качестве злого и агрессивного персонажа в значительно большей степени свойственно детям первой группы, то есть тем, кто знает о содержании игры.
Таким образом, восприятие Хагги Вагги в качестве злого и агрессивного персонажа напрямую связано с тем, знаком ли ребенок с социокультурным контекстом персонажа. В то же время необходимо обратить внимание на то, что подавляющее большинство детей, осведомленных о сюжете игры, узнали о ней из роликов на YouTube и при этом сами не играли в нее (65%, N=17). Таким образом, представление этих детей об образе Хагги Вагги сложилось на основании сюжетов, которые имеют мало общего с оригинальным сюжетом игры.
С целью выявления эмоциональной нагрузки на ребенка, связанной с образом Хагги Вагги, были проанализированы 107 рисунков Хагги Вагги и 107 рисунков человека, выполненных детьми. В подавляющем большинстве случаев (90,6%, N=97) в детских изображениях Хагги Вагги не было выявлено тенденции к сглаживанию негативных характеристик в образе этого персонажа, что говорит об отсутствии страха перед ним. Уменьшение образа Хагги Вагги в размерах, раскрашивание персонажа пастельными тонами, добавление различных украшений (например, бантиков), свидетельствующее о стремлении сделать образ более приемлемым и комфортным для восприятия, были выявлены лишь в 9,3% (N=10) изображений. Высказывания в процессе рисования также подтвердили стремление этой небольшой группы детей справиться с негативными эмоциональными переживаниями, связанными с этим образом.
В игровой деятельности с игрушкой Хагги Вагги приняли участие 130 детей от четырех до шести лет, из них мальчиков – 43% (N=56), девочек – 57% (N=74). Наблюдения проводились среди двух возрастных групп детей: среднего дошкольного возраста — 49% (N=64) и старшего дошкольного возраста — 51% (N=66). В процессе невключенного наблюдения за игрой в группах детского сада было выявлено, что при наличии Хагги Вагги дети не часто используют эту игрушку в процессе игровой деятельности. Было зафиксировано 133 эпизода взаимодействия детей с игрушкой Хагги Вагги.
Использование Хагги Вагги в сюжетной игре было зафиксировано лишь в 2,3% (N=3) всех эпизодов взаимодействия, причем это были бытовые сюжеты. Интересно, что развернутые сюжеты с использованием Хагги Вагги не встречались. В основном можно было наблюдать манипуляции с игрушкой (6,8%, N=9): дети рассматривали игрушку, теребили, соединяли лапы, скрепляли липучкой. Результаты наблюдения показали, что многие дети (38,5%, N=50) использовали игрушку как атрибут престижа — носили с собой, занимаясь своими делами (рисовали, разговаривали между собой, играли в Лего). При этом 8,3% (N=11) детей использовали Хагги Вагги в качестве «игрушки-обнимашки».
«Мы сделали вывод, что дети дошкольного возраста достаточно редко используют Хагги Вагги именно в процессе игровой деятельности (например, в сюжетно-ролевой игре), — отмечает Ольга Рубцова, кандидат психологических наук, руководитель ЦМИСД МГППУ. — Хагги Вагги представляет интерес, скорее, как «игрушка-обнимашка» — игрушка, которая необходима ребенку для эмоциональной поддержки, с которой он ложится спать, обнимается, когда возникает такая потребность.
В целом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Взаимодействие дошкольников с популярной игрушкой Хагги Вагги напрямую связано с тем, насколько дети осведомлены о контексте видеоигры Poppy Playtime, персонажем которой он является. Если дети не знакомы с содержанием видеороликов об игре Рорру Playtime, их взаимодействие с игрушкой Хагги Вагги не отличается от взаимодействия с другими мягкими игрушками. Негативная эмоциональная нагрузка и эпизоды нежелательного игрового поведения детей с Хагги Вагги (например, агрессия) наблюдались в тех случаях, когда дети узнавали об игре из роликов на YouTube, где отрицательное содержание игры и сам персонаж представлены максимально аффективно.
Подводя итоги, Екатерина Клопотова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ЦМИСД МГППУ, подчеркивает, что родителям следует обратить внимание на то, как именно ребенок играет с игрушкой Хагги Вагги: если игра с Хагги Вагги не отличается от игры с другими игрушками — эта ситуация не требует вмешательства; если в процессе игры с Хагги Вагги ребенок проявляет агрессивное поведение, взрослый может включиться в игру в роли персонажа, который поможет Хагги Вагги стать обычной («не злой») игрушкой, или направит все силы Хагги Вагги на «борьбу со злом».
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии