Найден способ обратить диабет вспять — Naked Science
Никита Шевцов

Найден способ обратить диабет вспять

Исследование показало, что бета-клетки, продуцирующие инсулин, могут изменять свою функцию при диабете. И это изменение может быть обратимым.

filmz

Исследование, проведенное Университетом Эксетера, стало первым, рассмотревшим для изучения диабета не животные клетки, а человеческие. Команда обнаружила, что система обмена сообщениями между клетками, которая говорит белкам, как вести себя, при диабете нарушается.

Изменения приводят к тому, что некоторые бета-клетки больше не производят инсулин, который регулирует уровень сахара в крови, а вместо этого вырабатывают соматостатин — вещество, блокирующее выработку важных гормонов, включая сам инсулин.

Команда изучила, что происходит с бета-клетками человека при воздействии среды, которая моделирует диабет второго типа. Ранее ученые думали, что гибель бета-клеток, которая происходит при диабете обоих типов, связана с негативным воздействием микроокружения.

Однако теперь стало ясно, что на самом деле часть бета-клеток не погибает. Команда впервые обнаружила, что некоторые из них просто перестали быть бета-клетками. Они начали производить другой гормон, называемый соматостатином. Это вещество характерно для другого типа клеток — дельта. Поэтому при исследовании диабета ученые перестают видеть изменившиеся бета-клетки и принимают их за дельта.

Команда проанализировала посмертную ткань поджелудочной железы у людей с диабетом первого или второго типа. Это показало, что у них больше дельта-клеток, чем должно быть. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что часть вырабатывающих инсулин клеток на самом деле остается живой и просто меняет механизмы жизнедеятельности.

На следующем этапе команда исследовала, почему клетки могут менять механизм своей работы. Оказалось, дело в «сообщениях», которыми клетки обмениваются друг с другом с помощью молекул РНК. Анализ клеток поджелудочной железы людей с сахарным диабетом второго типа показал, что около четверти генов имеют нарушенную структуру «сообщений». Авторы работы предполагают, что это может быть причиной того, что клетки с нарушенной «коммуникацией» ведут себя по-другому.

Но самое важное то, что исследователи смогли обратить вспять эти изменения. Они обработали клетки различными веществами, восстановив их окружающую среду. После этого дельта-клетки превратились обратно в бета и начали вырабатывать инсулин. Такая методика может в будущем спасти миллионы людей от диабета. Но для разработки такой терапии требуются дальнейшие исследования, которые позволят понять тонкости механизма перехода клеток одного типа в другой.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.