• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.12.2023, 18:38
Юлия
3
9,0 тыс

Двести научных работ показали, как морковь влияет на риск рака

❋ 4.7

Метаанализ выявил устойчивую линейную зависимость между употреблением моркови в пищу и снижением у людей риска развития онкологических заболеваний.

блюдо с морковью
© rawpixel.com / Автор: Telestis Scaevinius

Диетологи и медики давно признали пользу моркови. Из прошлых лабораторных исследований и экспериментов с животными известно, что содержащиеся в оранжевом корнеплоде соединения, такие как альфа- и бета-каротины, специфические полиацетилены и изокумарины, обладают множеством ценных для здоровья свойств.

Попытки с помощью метаанализа обобщить научные данные о корреляции между веществами в моркови и заболеваемостью раком предпринимают не впервые. Однако ранее авторы рассматривали исключительно ретроспективные исследования и только какой-то один из видов онкозаболеваний.

Теперь ученые подошли к вопросу шире. Команда нутрициологов из Ньюкаслского университета (Великобритания) отобрала для метаанализа как ретроспективные, так и десятки проспективных исследований. В итоге в новый обзор, оценивающий связь между потреблением моркови (в сыром и приготовленном виде) и заболеваемостью всеми типами рака, вошли 198 научных работ с участием более 4,7 миллиона пациентов. Результаты опубликовал журнал Critical Reviews in Food Science and Nutrition.

Исследователи установили, что потребление 400 граммов моркови в неделю (пяти порций весом 80 граммов каждая) ассоциировалось со снижением риска онкозаболеваний примерно на 20%. Положительный эффект сохранялся, даже если недельный рацион включал только одну порцию этого овоща. Вероятность развития рака в таком случае снижалась на 4% по сравнению с теми, кто никогда не ел морковь. Это очень значимый показатель для небольшого изменения диеты.

Комментируя результаты, один из авторов исследования Чарльз Оджобор (Charles Ojobor) отметил, что большинство предыдущих работ были сконцентрированы на бета-каротине — желто-оранжевом растительном пигменте, которому морковь обязана яркой окраской. По словам ученого, контролируемые эксперименты не выявили особого влияния употребления бета-каротина на заболеваемость раком.

Вот почему Оджобор и его коллеги рассмотрели и другие фитохимические вещества моркови, а именно — полиацетилены, которые не имеют цвета, но известны выраженным противораковым действием. Исследование подтвердило, что антиканцерогенный эффект обеспечивала морковь в целом при ее достаточном количестве в рационе, а не одни лишь каротины.

Авторы подчеркнули, что положительное воздействие употребления моркови было устойчивым и не зависело от типа онкозаболеваний или географического региона исследования. С учетом установленной линейной зависимости ученые заявили, что совет чаще есть морковь можно непосредственно внедрять в рекомендации общественного здравоохранения.

Поскольку публикация работы выпала на предрождественские дни, авторы напомнили, что морковь — популярный овощной гарнир в праздничных блюдах. Так что во время застолий можно не только побаловать себя чем-то вкусным, но еще принести пользу здоровью, заключили ученые.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
13 августа, 15:06
ФизТех

Ученые из МФТИ и Объединенного института ядерных исследований завершили комплексный анализ поведения констант связи Стандартной модели на высоких энергиях. Используя ренормализационную группу, авторы оценили вероятность того, что наш вакуум — физическое состояние, в котором существует все вещество во Вселенной,— рано или поздно «провалится» в более глубокое энергетическое состояние.

15 августа, 15:28
Марк Чернов

Специальный пластиковый жилет смог существенно снизить дозу радиации, полученную манекеном во время тестового полета корабля Orion к Луне. По уровню защиты жилет не уступил специальному противорадиационному убежищу внутри корабля. В будущем такая экипировка позволит защищать астронавтов от солнечных вспышек во время полетов на Луну и Марс, минимально сковывая их работу.

14 августа, 16:51
Татьяна Зайцева

Если у вас есть выбор между лестницей и лифтом, выбирайте лестницу. Согласно результатам нового исследования, у людей, регулярно поднимающихся пешком по лестнице, риск скончаться от сердечно-сосудистых проблем ниже на 39%, а от любых других причин — на 24%, чем у тех, кто пользуется лестницей лишь иногда.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 12:44
МАИ

Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментария
Я так понимаю, в мета-анализе учитывали только наблюдательные исследования? РКИ не было? Корреляция не выявляет причинно-следственную связь. Скорее всего, люди, употребляющие в пищу морковь, едят и много других овощей. За счёт этого и достигается противораковый эффект
Британские ученые как всегда рулят. "400 граммов моркови в неделю (пяти порций весом 60 граммов каждая) " Но с арифметикой у них плохо. Нас еще в первом классе таблице умножения учили, видимо аффторов новых открытиев ей не обучали. 300-400 граммов, нет проблем, просто когда 2+2 сложить не могут, возникает недоверие к их "фундаментальным открытиям".
    Mikhail Khramov, к сожалению, в работе действительно была допущена опечатка про 60 грамм ("Studies on carrot/α-carotene intake showed a significant linear dose–response relationship (p < 0·0001) with 4 ± 2% lower risk for a carrot intake of one serving per week, and a 20 ± 10% lower cancer risk for 5 servings per week (400 g, 60 g per day)). Однако в другом месте все же удалось найти размер одной порции, она 80 грамм. То есть с арифметикой у них все в порядке. имела место опечатка -- вместо 80 в одном месте они дали 60. В тексте новости уже все исправлено.