16.02.2023
Александра Медведева

Вещество, выделенное из каннабиса, уменьшает судороги при эпилептических припадках

4.1

Каннабидиол — один из каннабиноидов марихуаны — оказался эффективным средством для смягчения эпилептических припадков. В новой статье американские исследователи подробно описали молекулярный механизм его действия. Результаты помогут в разработке новых лекарств не только против эпилепсии, но и против других заболеваний, таких как аутизм и шизофрения.

Срез гиппокампа мыши
Срез гиппокампа мыши/ © Tsien et al, Courtesy of Cell Press

Ученые из Медицинской школы Гроссмана при Нью-Йоркском университете (США) описали неизвестный ранее молекулярный механизм, благодаря которому одно из действующих веществ марихуаны — каннабидиол — уменьшает судороги при многих формах детской эпилепсии, резистентных к другому лечению. Оказалось, каннабидиол блокирует сигнал, передаваемый молекулой лизофосфатидилинозитолом (LPI). В норме LPI усиливает сигналы нейронов, однако в больном мозге может способствовать появлению судорог. Результаты исследования опубликованы в журнале Neuron.

Авторы работы впервые показали, что LPI не только усиливает сигналы нейронов в гиппокампе, но и ослабляет механизмы, призванные противодействовать судорогам. Кроме того, исследователи рассказали, как каннабидиол помогает при судорогах и уравновешивает возбуждающие и тормозные сигналы мозга в целом. Дисбалансы этих сигналов могут наблюдаться при аутизме и шизофрении, поэтому результаты работы могут найти еще более широкое применение.

Электрические импульсы перемещаются по мембранам нервных клеток до синапсов — контактов между нейронами. Когда импульс достигает синапса, он запускает высвобождение в пространство между нейронами нейромедиаторов, которые воздействуют на второй нейрон, что приводит к его возбуждению (для дальнейшей передачи сигнала) или, наоборот, к торможению. Баланс между этими процессами необходим для нормальной работы мозга.

LPI связывается с белком GPR55 на поверхности нейронов, это побуждает нервные клетки выбрасывать в синаптические щели глутамат — основной возбуждающий нейромедиатор нашей нервной системы. Кроме того, когда LPI связывается с GPR55 на нейроне с другой стороны синапса, он ослабляет торможение. В совокупности это создает двусторонний механизм повышения возбудимости, который наблюдается при эпилептических припадках.

В экспериментах лабораторные мыши без GPR55, а также те, которые получали каннабидиол растительного происхождения перед стимулами, вызывающими судороги, были меньше подвержены припадкам.

Авторы предполагают, что каннабидиол блокировал «петлю положительной обратной связи», в которой судороги увеличивают передачу сигналов между LPI и GPR55, а это, в свою очередь, усиливает судороги. Такой «порочный круг» может объяснять возникновение повторяющихся эпилептических припадков.