Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
09.10.2019
София Жаботинская
17 503

Даже небольшие дозы алкоголя во время беременности могут повышать риск развития диабета у новорожденного

Будущие матери, которые употребляют спиртное, повышают риск развития устойчивости к инсулину у еще не родившихся сыновей.

1_s7b3zbijdvq345dkabooqa

Стакан-другой вина «по случаю праздника» во время беременности может навредить будущему ребенку. Статья, опубликованная в The Journal of Physiology, показывает, что даже небольшие дозы алкоголя могут стать причиной резистентности к инсулину.

Ученые провели эксперимент на беременных крысах. Самкам, вынашивающим потомство, давали небольшие дозы алкоголя в течение всего двух дней. Концентрация алкоголя в крови животных не превышала 0,05%. Впоследствии у части потомства этих крыс в возрасте около шести месяцев начинали проявляться признаки диабета, в отличие от потомства грызунов, которые не получали алкоголь.

Другим интересным фактом стало то, что резистентность к инсулину была специфичной для пола: этот симптом встречался лишь у самцов из потомства самок, принимавших алкоголь. Вот одна из возможных гипотез, которая это объясняет: во время беременности плацента в зависимости от пола по-разному приспосабливается к стрессу, вызванному воздействием спирта.

Другое возможное объяснение того, что у самок не проявлялось устойчивости к инсулину, — наличие в женском организме эстрогена. Этот гормон у самок присутствует в большем количестве, чем у самцов. Доминирование эстрогена повышает чувствительность тканей к инсулину, снижает количество глюкозы в крови и предотвращает ее превращение в жир.

«Даже небольшое количество алкоголя во время беременности может быть вредным, поэтому если вы планируете забеременеть, не употребляйте спиртное, — подытоживает ведущий автор исследования Лиза Акисон из Квинслендского университета. — Семьи, партнеры и друзья должны поддержать выбор женщины в отказе от алкоголя при вынашивании плода».

Акисон также отмечает, что если женщина, не зная о начавшейся беременности, употребляла алкоголь, ей необходимо перестать пить и начать правильно питаться на время всего остального срока беременности.

Мужчинам, которые планируют стать отцами, тоже стоит отказаться от алкоголя. Метаанализ, проведенный китайскими исследователями, показал, что у детей, чьи отцы в течение трех месяцев перед зачатием употребляли алкоголь, риск развития пороков сердца был выше на 44%.

Уже известно, что беременность приводит к снижению когнитивных способностей будущей матери. При этом положительное влияние на интеллект будущего ребенка может оказать его отец — если будет постоянно находиться рядом с женой.