30.12.2020
Мария Кривоченко

Ученые разработали биосенсор, который определяет опасный уровень коронавируса в воздухе

3.3

Система анализирует качество воздуха и позволяет обнаружить вирус в помещениях: домах, транспорте, общественных заведениях и так далее. Сейчас прототип тестируют в рамках исследования в одной из больниц.

Сенсор выявляет уровень коронавируса в транспорте / ©Reuters

Систему разработала команда исследователей из Политехнического университета Валенсии (UPV) и Университета Валенсии (UV) в Италии. Они спроектировали высокочувствительный биосенсор, который непрерывно отслеживает концентрацию SARS-CoV-2 в аэрозолях окружающей среды и выявляет опасную концентрацию вируса. О разработке рассказывается на сайте ассоциации университетов Валенсии RUVID.

«Сенсор использует специфические антитела, которые могут обнаружить SARS-CoV-2 в воздухе», — рассказал Анхель Макейра, профессор кафедры химии и директор Института молекулярного распознавания и технологического развития (IDM) в UPV. Система подает сигнал, если выявляет концентрацию вируса, которая может навредить человеку.

Предварительные исследования команда провела, используя вирусоподобные частицы (VPL), разработанные в отделе биохимии и молекулярной биологии (институт BIOTECMED) Университета Валенсии. Они имитируют вирус, но не содержат его генома, то есть не являются инфекционными. Создатели объяснили, что биосенсор способен распознавать их как коронавирус с помощью антител и иммунных реакций организма, потому что вирусоподобные частицы SARS-CoV-2 включают его четыре структурных белка.

Сейчас прототип находится на этапе тестирования в клинике. По результатам оценки исследователи определят эффективность биосенсора и выработают систему мер, которые помогут снизить риск заражения в больницах, а также защитить пациентов и медицинский персонал.

Исследователи называют разработку перспективной, поскольку ее можно использовать для предупреждения Covid-19 без проведения ПЦР-тестов, анализирующих качество воздуха в переполненных и потенциально опасных помещениях. Сенсор должен определять концентрацию вируса быстрее — то есть сможет обезопасить большее число людей. К тому же предполагается, что он будет недорогим и простым в использовании.

«Сегодня на рынке нет технологии, подобной той, что мы разработали на уровне прототипа, и она может стать “вирусометром” в ближайшем будущем», — заключил Дэвид Хименес-Ромеро, преподаватель из Политехнического университета Валенсии. По словам авторов проекта, устройство можно будет использовать во внутренних помещениях, таких как дома, школьные классы, рестораны, кинотеатры или транспорт.