Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
У гладиаторской арены Пергама нашли VIP-места с именами владельцев
Археологи обнаружили частные «элитные» ложи в разных секторах древнего амфитеатра.
Раскопки в Пергамском амфитеатре (современный город Бергама, Турция), привлекающем внимание археологов благодаря сходству со знаменитым римским Колизеем, идут с 2018 года. Построенный в римскую эпоху (примерно 1800 лет назад) он отличается от множества других подобных сооружений большой ареной. Известно, что в II веке в амфитеатре проходили бои гладиаторов и животных, также там проводили реконструкции морских сражений. На этой же арене казнили первых христиан, затравливая их дикими зверями.
В этом году специалисты из Немецкого археологического института (Deutsches Archäologisches Institut) нашли места для зрителей, отделенные от остальных рядов и похожие на современные ложи на спортивных стадионах и в развлекательных заведениях. Места эти подписаны — причем надписи высечены в камне (как поступали, если место меняло владельца, пока не очень понятно).
Интересно, что некоторые вполне латинские имена были выбиты греческими буквами: исследователи предполагают, что это жители Рима, которые по каким-то причинам пожелали иметь персональное место в Пергамском амфитеатре. Возможно, речь идет о представителях имперской администрации или еще каких-то римлянах, надолго поселившихся в Пергаме.
На сегодня археологи обнаружили пять приватных зрительских зон, но работы еще далеки от завершения. Всего несколько лет назад ученые говорили, что вместимость амфитеатра составляла 10 тысяч человек. Сейчас, по мере расширения масштабов раскопок, они полагают, что в нем хватало места не менее чем для 25 тысяч, а то и для 50 тысяч человек. Это сопоставимо с числом мест в римском Колизее, где, даже по оптимистичным оценкам, не помещались более 87 тысяч (современные ученые говорят о 50 тысячах). Иными словами, можно ожидать, что VIP-ложи обнаружат и в других его секторах.
Директор Немецкого археологического института Феликс Пирсон (Felix Pirson) отметил: «Они хотели построить здесь копию Колизея, который посещали все слои общества. И люди из высшего класса или важных семей имели частные места в специальных секциях с выгравированными на них именами».
Надо сказать, что в самом римском Колизее располагались не просто ложи для отдельных влиятельных людей или семейств. Размещение зрителей там было жестко структурировано в соответствии со структурой самого римского общества. Ложи, с которых открывался самый лучший вид на арену, предназначались для императора и весталок. Рядом находилась площадка для сенаторов (они могли приносить свои стулья), причем на площадке тоже сохранились выбитые имена некоторых сенаторов V века. Потом места делили так: чем выше — тем менее знатные и более бедные зрители.
Отдельные сектора были предусмотрены для выделенных групп: например, для мальчиков с воспитателями, солдат в увольнении, писцов, жрецов и так далее. Эти сектора, а также номера каждого из зрительских мест помечали выбитыми в мраморе надписями и цифрами. Напомним, некоторые группы вообще не имели права посещать Колизей: в частности, могильщики, актеры и бывшие гладиаторы.
Была ли так же жестко упорядочена система мест в Пергамском амфитеатре — пока не ясно. Ученые полагают, что строительство такого масштабного сооружения — очередной шаг в соперничестве Пергама с Эфесом и Смирной, другими крупными центрами Малой Азии того времени. Впрочем, такая конкуренция не была нововведением именно римского периода.
Пергам, согласно легенде основанный в XII веке до нашей эры выходцами из Греции, в 283-133 годах до нашей эры был столицей Пергамского царства. Считается, что расцвета он достиг при Евмене II (197-159 годы до нашей эры). Именно по его приказу примерно в 189 году до нашей эры основали Пергамскую библиотеку. И практически сразу, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между ней и библиотекой Александрии.
Причем соперничество иногда принимало неожиданные формы. Например, царь Египта Птолемей VIII (145-116 годы до нашей эры), чтобы затруднить жизнь конкуренту, приказал остановить экспорт папируса. Привело это лишь к открытию новой технологии: ученые Пергама изобрели материал для книг, названный по месту расположения библиотеки — пергаментом.
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.
Современные оптоэлектронные устройства используют активные оптические волокна, легированные редкоземельными металлами. Их производство начинается с создания стеклянных заготовок с добавками, требующих точного контроля формы, светопропускания и распределения примесей. Традиционные методы предполагают последовательные измерения на разных приборах, что дорого и трудоемко. Ученые ПФИЦ УрО РАН и Пермского Политеха разработали автоматизированный стенд для одновременной оценки всех ключевых параметров. Новый метод ускоряет производство на десятки процентов, повышая качество продукции.
Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.
К современному транспорту и строениям предъявляются жесткие требования по остеклению. Оно должно обеспечивать безопасность, хорошую тепло- и шумоизоляцию, противостоять сложным погодным условиям. Белорусские инженеры предложили революционное решение — вакуумные модули остекления (ВМО), которые практически исключают теплопередачу за счет вакуумной прослойки между стеклами. Эта разработка особенно актуальна в контексте глобального тренда на энергоэффективность и экологичность транспортных средств.
Два ключевых события сыграли решающую роль в формировании генетического профиля современных европейских народов. Первое связано с приходом ранних фермеров из Анатолии примерно восемь тысяч лет назад, второе — масштабная миграция на запад носителей ямной степной культуры, начавшаяся пять тысяч лет назад. Однако ученые видят множество отличий от общей картины в разных регионах. В новой работе они проанализировали ДНК древних жителей самого северо-запада Европы и обнаружили более тесную связь с охотниками-собирателями, чем где бы то ни было.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.
в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см.
крупнейшее новостное агентство страныАгентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...
старались для меня? НапрасноОно и видно.
хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путатьсяВам дали ссылку на блог Немецкого археологического института (DAI) который собственно и занимался этими раскопками. Теперь и у вас есть повод углубить свои знания. Воспользуйтесь.
точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря ОжеговДля вас Ожегов -- абсолютный источник знаний?!.. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/3802/%D0%90%D0%9C%D0%A4%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%90%D0%A2%D0%A0" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/" rel="nofollow ugc">Словарь иностранных слов русского языка АМФИТЕАТР (от греческого amphitheatron: amphi - с обеих сторон, theatron - зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для зрителей (самый большой амфитеатр в мире - Колизей). 2) Места в театральном зрительном зале, цирке (как правило, за партером) или аудитории, поднимающиеся уступами.Современная энциклопедия. 2000. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/54562" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/" rel="nofollow ugc">Большой Энциклопедический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/2786" rel="nofollow ugc">Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3218" rel="nofollow ugc">арена, свободно эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на котором происходили бои. https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz/" rel="nofollow ugc">Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см.
крупнейшее новостное агентство страныАгентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...
старались для меня? НапрасноОно и видно.
хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путатьсяВам дали ссылку на блог Немецкого археологического института (DAI) который собственно и занимался этими раскопками. Теперь и у вас есть повод углубить свои знания. Воспользуйтесь.
точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря ОжеговДля вас Ожегов -- абсолютный источник знаний?!.. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/3802/%D0%90%D0%9C%D0%A4%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%90%D0%A2%D0%A0" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/" rel="nofollow ugc">Словарь иностранных слов русского языка АМФИТЕАТР (от греческого amphitheatron: amphi - с обеих сторон, theatron - зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для зрителей (самый большой амфитеатр в мире - Колизей). 2) Места в театральном зрительном зале, цирке (как правило, за партером) или аудитории, поднимающиеся уступами.Современная энциклопедия. 2000. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/54562" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/" rel="nofollow ugc">Большой Энциклопедический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/2786" rel="nofollow ugc">Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3218" rel="nofollow ugc">арена, свободно эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на котором происходили бои. https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz/" rel="nofollow ugc">Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии