Материал из панцирей крабов станет альтернативой пластику
23.07.2018

Материал из панцирей крабов станет альтернативой пластику

Ученые разработали упаковочный материал, созданный из хитина и целлюлозы. Он позволит сохранять продукты свежими дольше, чем привычный пластик.

В Технологическом институте Джорджии создали прозрачный гибкий материал, который в перспективе сможет заменить пластиковые упаковки для продуктов. Описание разработки опубликовано в журнале ACS Sustainable Chemistry & Engineering.

Чтобы создать гибкий и прочный материал, исследователи скомбинировали два широко распространенных биополимера. Целлюлоза — один из основных компонентов клеточных стенок растений, хитин — главный элемент твердого экзоскелета членистоногих, в том числе насекомых и ракообразных. Третьим необходимым элементом для создания материала стал полилактид, биоразлагаемый полимер, который производят из ежегодно возобновляемых ресурсов, например кукурузы или сахарного тростника.

Новую упаковку получают из микроскопических частиц обоих биополимеров: нановолокон хитина и нанокристаллов целлюлозы. Их по отдельности помещают в воду, создавая две суспензии (жидкости со взвешенными частицами), затем растворы послойно распыляют на основу из полилактида. Хитиновые волокна обладают положительным зарядом, а кристаллы целлюлозы — отрицательным, поэтому застывшие слои «склеиваются», образуя прочный материал.

Исследователи сравнили новый материал с полиэтилентерефталатом (ПЭТ), который широко используют в производстве пластиковых бутылок и других типов упаковок. Хитиновая пленка значительно лучше защищала содержимое от проникающего извне кислорода, чем ПЭТ: финальная версия нового материала оказалась на 67% менее проницаемой. Ученые предполагают, что благодаря этой особенности хитиновый «пластик» поможет сохранять продукты лучше, чем стандартная упаковка.

Сейчас ученые работают над технологиями, которые позволят сделать новый материал более устойчивым к водяному пару. Также исследователи планируют найти максимально дешевый способ получения хитина.

Ранее исследователи создали упаковочный пластик, который подает световой сигнал, когда пища начинает портиться.

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.