Магнитную катушку для ЯМР научили рекордной сверхпроводимости — Naked Science

Магнитную катушку для ЯМР научили рекордной сверхпроводимости

Ученые из Университета Женевы (Швейцария) разработали технологию создания сверхпроводящей катушки, способной генерировать магнитное поле с рекордным показателем индукции. Об этом сообщается на сайте образовательного учреждения.

coilphoto

Основу катушки составил оксид иттрия-бария-меди (YBCO) — высокотемпературный сверхпроводниковый материал. Слой YBCO толщиной в один микрометр наматывался на цилиндрическую опору, покрытую стальной лентой длиной 140 метров и шириной 3 миллиметра. Для достижения нужного эффекта катушка охлаждалась с помощью жидкого гелия до -269 °С.

В рамках эксперимента новая катушка использовалась в сочетании с самым мощным магнитом для ядерного магнитного резонанса (ЯМР), в том числе магнитно-резонансной терапии (МРТ), от лидера отрасли Bruker BioSpin с показателем индукции 23,5 тесла. В результате индукцию магнитного поля впервые в истории удалось увеличить до 25 тесла.

По словам исследователей, разработка позволит достигать более высокого разрешения при визуализации молекулярных структур. Кроме того, применение YBCO упростит работу ЯМР-спектрометров при менее сложной системе охлаждения. В ближайшее время ученые приступят к работе над сверхпроводником, генерирующим стабильные и однородные магнитные поля с индукцией более 30 тесла.

Явление ядерного магнитного резонанса широко используется в фармацевтической и химической промышленности и сопряжено с открытием ранее неизвестных молекул, изучением белковых структур, анализом состава пищевых продуктов. На ЯМР базируется также томографический способ исследования внутренних органов и тканей — МРТ. За изобретение МРТ в 2003 году химик Пол Лотербур и физик Питер Мэнсфилд получили Нобелевскую премию по медицине.