04.08.2023
Игорь Байдов
1 410

Ученые рассказали, может ли искусство от ИИ вызвать эмоциональную реакцию у людей

5.2

Художники, которые в своем творчестве используют машины, могут через компьютерные изображения успешно передавать скрытые идеи зрителям и даже делиться с ними своими чувствами. Это выяснили ученые с помощью эксперимента.

©Flickr / Автор: Дмитрий Жуков

Искусственный интеллект все больше проникает в мир искусства и все больше людей с ним взаимодействуют. Произведения, созданные «бездушными машинами», продают на аукционах за сотни тысяч долларов. Яркий пример — картина «Портрет Эдмонда де Белами», написанная искусственным интеллектом и проданная в 2018 году за 432,5 тысячи долларов.

С развитием медиаискусства ученые все больше задаются вопросами о его влиянии на человека. Чтобы ответить на них, необходимо понять, как человек реагирует на изображения, сгенерированные компьютерами.

Группа исследователей из Венского университета и Берлинского университета имени Гумбольдта (Австрия и Германия соответственно) попыталась проверить устоявшееся мнение о том, будто люди не испытывают никаких эмоций, глядя на цифровое творчество, автором которого выступил компьютер.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Computer in Human Behavior, показали, что у людей все же возникают эмоции при просмотре цифровых произведений искусства. Даже если они знают, что эти произведения создал компьютер.

Ученые провели онлайн-эксперимент, для которого пригласили 48 участников в возрасте от 22 до 80 лет. Сперва испытуемым раздали абстрактные черно-белые изображения размером 16 на 16 сантиметров, объяснив, что их либо случайно сгенерировал компьютер, либо намеренно создал человек. Всего было 24 очень похожих друг на друга «рисунка», напоминающих QR-код: 10 — за авторством компьютера, 14 — за авторством человека.

«Портрет Эдмона Белами», созданный генеративно-состязательной сетью / © OBVIOUS-ART.COM

«Мы не использовали искусственный интеллект или алгоритмы самообучения, которые обучаются на картинах реальных художников. Вместо этого решили взять алгоритм генератора случайных чисел, чтобы сделать создание изображений полностью независимым от человека», — объяснила руководитель исследования Тереза Деммер.

Остальные изображения создали художники в программе Adobe Illustrator V. 2019. Ученые попросили авторов выбрать одну идею, которую они хотели бы передать через свое творение зрителю, и «зашифровать» ее в «рисунке».

Перед просмотром изображений участникам эксперимента говорили, создано оно человеком или компьютером; однако в половине случаев их намеренно вводили в заблуждение. Затем испытуемые должны были оценить каждое изображение по семибалльной шкале, а после назвать эмоции, которые:

— человек испытал при просмотре каждого изображения;
— это произведение, по мнению человека, должно было вызвать у зрителя;
— по мнению человека, испытывали сами художники при создании своего творения.

Участники эксперимента сообщили, что испытывали эмоции при просмотре 76,6% «рисунков». Чуть более половины испытуемых ответили, что изображения вызывали у них эмоции независимо от того, создал их человек или машина. Были и люди, у которых произведения все равно вызывали эмоции, даже когда они знали, что автор не человек.

Слева: пример изображения, созданного человеком; справа: пример изображения, созданного компьютером / © Theresa Demmer

Помимо этого, каждый участник эксперимента ответил, что в половине «картин» он увидел скрытую идею, опять же, независимо от того, кто эти изображения создал.

«Еще важная деталь, которую мы выявили. Люди испытывали больше эмоций и оценивали более высоко произведения, созданные именно человеком, даже в тех случаях, когда испытуемые этого не знали и думали, что автор — машина», — отметила Деммер.

Исследование показало, что «компьютерное творчество» действительно может пробуждать эмоции у человека. Однако работы людей-художников вызывали более сильный эмоциональный отклик у испытуемых, нежели работы компьютера. Участники эксперимента лучше считывали идеи и чувства, заложенные в произведении, если его автором был человек.

В любом случае к выводам исследования стоит относиться с осторожностью. Основная причина — слишком маленькая выборка. Сами ученые отметили, что взаимодействие человека с машинами через искусство намного сложнее, чем кажется. Поэтому необходимы дальнейшие исследования, которые лучше прояснят эти сложные связи.