09.10.2023
Ольга И.
40 579

Геологи нашли древнюю тектоническую мегаплиту

5.1

Ученые из Нидерландов реконструировали ранее неизвестную тектоническую плиту размером с четверть Тихого океана.

Океаническая плита Понтус и ее местоположение в древнем Тихом океане 120 миллионов лет назад / © www.eurekalert.org / Автор: Татьяна Соловьёва

Понимание движений тектонических плит, составляющих жесткую внешнюю оболочку Земли, важно для понимания геологической истории планеты. Эти процессы сильно повлияли на то, как со временем менялись палеогеография и климат. Они также дают информацию о том, где искать редкие металлы.

Однако зачастую самые давние тектонические события давно канули в Лету — буквально: посредством субдукции эти древние плиты полностью погрузились в мантию Земли, оставив после себя лишь фрагменты, скрытые в горных породах.

Геологи из Утрехтского университета (Нидерланды) 10 лет назад предсказали существование некогда огромной океанической тектонической плиты в районе нынешних Филиппин — она получила имя Понтус.

Сегодня другие ученые из того же Утрехтского университета реконструировали эту плиту. Геологи провели полевые исследования и детально изучали горные пояса Японии, Борнео, Филиппин, Новой Гвинеи и Новой Зеландии. В итоге остатки плиты нашлись на севере Борнео. Реконструкция плиты показала, что ее размеры были огромными — около четверти Тихого океана.

Надо сказать, что Филиппины расположены на стыке из сложной системы тектонических плит, некоторые участки при этом подняты над уровнем моря, поэтому там можно найти породы самого разного возраста. Но тектоническую историю этого региона исследовать крайне сложно, так как в нем доминировали зоны внутриокеанической субдукции, уничтожившей все «улики» прошлого.

Несколько лет назад нидерландские геологи показали, что 120 миллионов лет назад большая зона субдукции, вероятно, проходила через западную часть того региона, где находится современный Тихий океан. Эта зона отделяла известные тихоокеанские плиты на востоке от гипотетической плиты Понтус на западе. Выводы представлены в журнале Gondwana Research.