Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Сверхтяжелая американская ракета SLS, наконец, совершила первый полет
Запуск состоялся тогда, когда в то, что он удастся в этом году, уже мало кто верил — даже в космической отрасли. Двенадцатилетняя программа одноразовой ракеты за несколько миллиардов долларов рискует стать устаревшей на фоне новых, куда более дешевых конструкций.
Первый испытательный пуск — миссия Artemis I — состоялся 16 ноября, в 09:47:44 по Москве. Ракета вывела на орбиту космический корабль Orion, который во время 25-дневной миссии должен достигнуть орбиты Луны, сблизиться с ней на 130 километров, а затем вернуться на Землю. Общая протяженность маршрута — в районе 1,9 миллиона километров. Все это произойдет в полностью беспилотном режиме, чтобы продемонстрировать способность системы безопасно доставить туда же астронавтов.
Сам запуск можно увидеть ниже:
SLS — сверхтяжелая ракета, способная выводить на орбиту до 130 тонн (до 70-105 тонн в первых версиях), что близко или больше, чем даже у Falcon Heavy от SpaceX — ранее самой тяжелой летающей ракеты землян в XXI веке.
Ракета двухступенчатая, но имеет дополнительные боковые ускорители. Технически они повторяют ускорители «Шаттлов», однако модернизированы и сделаны заведомо одноразовыми с повышением тяги на 25 процентов. Основные двигатели ракеты работают на жидком водороде и кислороде — это RS-25D/E, модернизированный двигатель, опять же, от «Шаттлов». Ранее запуски SLS несколько раз откладывали именно из-за проблем с горючим для этих двигателей: водород легко утекает из баков, и его утечки были причиной отмены стартов.
Однако, в отличие от «Шаттлов», SLS задумана одноразовой: сделали так потому, что программу начинали 12 лет назад, когда NASA разочаровалось в многоразовых конструкциях из-за огромной стоимости и высокой аварийности многоразовых «Шаттлов» (в них погибли 14 человек экипажа — больше, чем на всех остальных типах пилотируемых космических носителей, вместе взятых).
С тех пор компания SpaceX убедительно показала, что многоразовые носители могут быть дешевле одноразовых, при этом вполне безопасными. Именно ее корабли на ее же ракетах сейчас доставляют людей на МКС. В этих условиях множество американских отраслевых наблюдателей ставят под вопрос осмысленность программы SLS и спроектированного для использования с этой ракетой пилотируемого корабля Orion.
Дело в том, что стоимость миссий для нее огромна. Первый запуск, согласно аудиту NASA, обойдется в 2,2 миллиарда долларов за саму ракету SLS, еще миллиард — за корабль Orion, а еще 568 миллионов — за наземное обеспечение миссии. Цена даже одной SLS эквивалентна нескольким десяткам пускам ракеты Falcon 9. Хотя полезная нагрузка той в несколько раз выше, стоимость выведения нагрузки для частично многоразовых носителей SpaceX получается на порядок ниже, чем у SLS.
Кроме того, компания Илона Маска разрабатывает сверхтяжелый Starship, который сможет выводить на орбиту как минимум 100 тонн полезной нагрузки. На самом деле, он даже более грузоподъемный, чем перспективные версии SLS, поскольку в его полезную нагрузку не входит вес пилотируемого корабля (второй ступени Starship), а SLS засчитывает массу Orion в свою полезную нагрузку. Ожидаемая стоимость запуска Starship — ниже 100 миллионов долларов (есть и значительно более низкие оценки).
Учитывая все эти факторы, NASA, раньше планировавшее лунную программу исключительно на SLS, не так давно подписала с SpaceX соглашение, согласно которому Starship задействуют для высадки астронавтов на Луну.
Правда, к спутнику Земли их доставит Orion, запущенный на SLS, — видимо, так в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию комического пространства США планируют снять вопрос о том, зачем они потратили 23 миллиарда долларов на разработку SLS и 26,3 миллиарда на корабль Orion. Эти 50 миллиардов долларов значительно превышают инвестиции, полученные частной компанией SpaceX за всю ее историю.
Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.
Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.
Когда преподаватель проверяет работы студентов в том же порядке, в каком их фамилии располагаются по алфавиту, на оценку влияет положение в списке. Успеваемость тех, кто находится в начале, выше, чем тех, кто в конце. К таким выводам пришли ученые из США.
Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.
Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.
Во время лабораторного эксперимента канадские биологи проявили неосторожность, благодаря чему узнали, что шмели куда менее уязвимы к экстремальным погодным условиям и более выносливы, чем считалось ранее.
Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
По спектральным данным от «Джеймса Уэбба» и результатам компьютерного моделирования атмосферы астрономы показали, что экзопланета LHS 1140 b — мир-океан. Причем по характеристикам это лучший на сегодня потенциально обитаемый мир, подходящий для пристального изучения.
Полет к Луне людей имеет смысл в случае посадки.Или для создания орбитальной станции
Полет к Луне людей имеет смысл в случае посадки.Или для создания орбитальной станции
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии