Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Плавучий космодром для Starship будет готов в 2022 году. И другие подробности «марсианского проекта Маска»
SpaceX продолжает ударными темпами приближать регулярную эксплуатацию сверхтяжелых многоразовых ракет. В очередной статье из серии «Что там в Бока-Чика» вы узнаете о «стахановских» темпах выпуска и тестирования двигателей Raptor, ориентировочных сроках ввода в эксплуатацию плавучего космодрома для Starship, а также о ходе строительства стартового стола для орбитальных запусков с площадки Starbase на юге Техаса.
Благодаря бессменным волонтерам-наблюдателям проекта NASASpaceFlight весь интернет может наблюдать развитие производственно-пусковой площадки SpaceX в местечке Бока-Чика, штат Техас. Она, кстати, получила официальное название Starbase — «Звездная база».
Напомним, Маск вкладывает средства не только в непрекращающуюся стройку на этом космодроме SpaceX, но и в окружающие населенные пункты. Так он планирует привлечь специалистов переехать в южный регион и устроиться на работу в его компанию. Вдобавок местные жители получают своеобразную компенсацию за неудобства из-за бурной ракетостроительной и пусковой деятельности поблизости.
Плавучий стартовый стол для Starship
К вопросу о пусках и ракетах: пожалуй, главная новость последних дней — наконец-то стало известно, когда купленные SpaceX в начале года морские буровые платформы превратятся в плавучие космодромы. По крайней мере одна из них, получившая имя «Деймос» (обе конструкции названы в честь лун Марса), должна быть готова в 2022 году. Когда именно — не уточняется. Примерные сроки назвал сам Маск в твиттере, комментируя фанатский рисунок плавучего космодрома. Его выполнил художник Кендалл Диркс (Kendall Dirks): на изображении показана заправка Starship перед стартом.
На этом, к сожалению, подробности о бывших нефтяных буровых вышках, которым предстоит стать плавучими стартовыми столами, заканчиваются. Их переоборудование идет на охраняемых площадках в порту Пасакагулы, штат Миссисипи («Фобос»), и в порту Браунсвилла, штат Техас («Деймос»), куда папарацци попасть не могут. Ранее высказывались предположения, что одну из платформ должны частично ввести в эксплуатацию уже к концу года.
Между прочим, без плавучих космодромов полноценную «связку» Starship и Super Heavy испытать в орбитальном полете с возвращением на стартовый стол, скорее всего, вообще нельзя. В Бока-Чика, то есть вокруг нынешней площадки для запусков корабля и ракеты из нержавеющей стали, проживают люди. И проводить орбитальные запуски не до конца отработанной техники с атмосферными участками траектории над этими территориями слишком рискованно.
«Орбитальный» стартовый стол в Starbase и первый космический полет Starship
Но это не означает, что запусков Starship в космос с территории Бока-Чика не будет вообще. Главное, чтобы прототипы не пролетали в атмосфере над живыми людьми. Поэтому уже летом, если все пойдет по плану, конечно, SN20 и BN3 отправятся в космос. План полета удалось узнать из документов, которые SpaceX недавно отправляла в регуляторные органы. Подробности мы уже рассказывали, так что перейдем к новым деталям.
Во-первых, башня для стыковки корабля и ускорителя, а также их обслуживания и заправки выросла более чем на два десятка метров. К ней добавили сразу две секции высотой примерно 10-12 метров (точнее по фото оценить трудно), и становится понятно, как конструкция будет выглядеть в итоге. Что примечательно, налицо ускорение темпов изготовления типовых секций. Первую делали больше месяца, а две новые — за пару недель. Очевидно, инженеры SpaceX отработали большую часть производственных процессов, и дальше дело пойдет быстрее.
Во-вторых, возникла некоторая путаница с «космическими» прототипами Starhip и Super Heavy, а точнее — с ускорителем (первой ступенью). Как сообщалось ранее, в первый орбитальный полет отправятся SN20 и BN3. Но Маск в недавнем твите назвал ступень Super Heavy для этих испытаний «вторым ускорителем». Хотя наблюдатели NASASpaceFlight четко видели на ее деталях стикеры с номером 3. В результате коллективных рассуждений родилось предположение, что BN3 — просто второй по счету ускоритель, который полностью строится в новом здании вертикальной сборки.
Всего прототипов Super Heavy уже было изготовлено три. Первый (BN1) собрали в полную высоту, и он послужил массо-габаритным макетом для отработки процедур логистики между производственной площадкой и стартовым столом. Ну и непосредственно изготовления ступени, конечно. Прототипы BN2 и BN2.1 не производились в полном размере и вероятнее всего их скоро распилят на металл: на них опробовали методику сборки больших баков. Но благодаря этим двум изделиям инженеры SpaceX теперь ускоренными темпами готовят летный BN3 и баки для наземной инфраструктуры.
Внимательный читатель еще с первого абзаца этого раздела может задаться вопросом: а зачем вообще городить полноценную башню обслуживания на Starbase в Бока-Чика? Ведь все равно полноценные орбитальные испытательные полеты с возвращением на Землю в исправном виде прототипов Starship и Super Heavy произвести по соображениям безопасности, скорее всего, не получится. Ответ довольно прост и вполне в духе SpaceX — скорее всего, компания стремится научиться делать все хорошо еще на берегу (во всех смыслах). Тогда постройка и эксплуатация плавучих стартовых столов будет проще и понятнее.
Поток двигателей и уточнения конфигурации Super Heavy
Даже прототипы Starship и Super Heavy для орбитального теста будут иметь в общей сложности 35 двигателей Raptor. На ускорителе — 29 штук, оптимизированных для уровня моря, на корабле — шесть, по три «обычных» и оптимизированных для вакуума (с огромным соплом, проще говоря). Чтобы обеспечить несколько испытательных полетов и затем наладить полноценное серийное производство, SpaceX уже сейчас должна выпускать сотни этих агрегатов.
«Шпионы» в техасском городе Мак-Грегор докладывают, что частная космическая компания почти удвоила свои возможности по испытаниям Raptor. На полигоне SpaceX до недавнего времени в этих целях использовали три стенда: два горизонтальных, созданных специально под новые метановые двигатели, и один вертикальный, ранее использовавшийся для тестов ракеты Falcon 9. Судя по аэрофотографиям, все испытательные установки на протяжении последних месяцев постоянно заняты «Рапторами».
Теперь в дополнение к ним построили еще два стенда — оба вертикальные. Судя по всему, полигон SpaceX в Мак-Грегоре способен проводить «аттестацию» одного Raptor после производства в день. Это отличные новости, которые означают, что выпуск двигателей будет еще сильнее нарастать. Сейчас завод компании в Хоторне, Калифорния, отгружает один «Раптор» чуть более чем в 48 часов. Кроме того, в минувшее воскресенье Маск рассказал, что серийный ускоритель Super Heavy получит 32 двигателя вместо 29, а их тяга должна вырасти до 7500 тонн-силы в продолжительном режиме работы. Целевой показатель тяговооруженности ступени — 1,5.
Чего ждать дальше
Конечно, никаких жестких сроков, как это принято в космонавтике, никто не называет. Все вышеупомянутые анонсы — лишь ориентиры и цели. Судя по темпам строительства орбитального стартового стола в Starbase, его могут не успеть завершить за месяц. Так что первый космический полет Starship в начале июля ждать не стоит. Но до конца года он произойдет почти наверняка. И это будет внушительный успех — подобных ракет в столь короткий срок никто не разрабатывал.
Понятное дело, на полный успех испытаний рассчитывать не стоит, но сам факт достижения орбиты уже будет впечатляющим. Иными словами, мы становимся свидетелями радикальных сдвигов в космонавтике. И это прекрасно.
В новом исследовании команда американских и канадских ученых рассмотрела, как снижение калорийности пищи воздействует на теломеры человека — своего рода «защитные колпачки» на концах хромосом, предохраняющие их от повреждений и «склеивания» с другими хромосомами. Влияние оказалось не таким однозначным, как предполагалось.
Большему количеству учеников, чем когда-либо, трудно осваивать школьную программу. Это связано с низким уровнем развития рабочей памяти и неумением планировать время, считает педагог Алекс Куигли. В новой книге он дал практические рекомендации для учителей, которые помогут сделать работу в классе более продуктивной.
Авторы нового исследования выявили три фактора, ответственные за так называемый алкогольный блэкаут — распространенное последствие употребления спиртных напитков, когда человек сталкивается с провалами в памяти.
Авторы нового исследования выявили три фактора, ответственные за так называемый алкогольный блэкаут — распространенное последствие употребления спиртных напитков, когда человек сталкивается с провалами в памяти.
По оценкам ученых, «свободных» планет в Млечном Пути может быть в 20 раз больше, чем звезд. Так как планеты сами не светятся, разглядеть их сложно: их ищут гравилинзированием, лучше всего обнаруживающим самые массивные планеты типа Юпитера. Но вот удалось найти еще одну такую «сироту», причем не массивную с Юпитер, а земного размера. И ученые уверены, что это лишь первая находка из многих.
В норме чем больше становится видов в группе, тем острее они конкурируют между собой, что сначала замедляет возникновение новых видов, а затем ведет к вымиранию. Новая научная работа показала, что у рода Homo ситуация почему-то была обратной: чем больше видов он образовывал, тем быстрее возникали новые дополнительные. Среди позвоночных подобных примеров нет, только среди жуков на изолированных островах. Ученые выдвинули ряд гипотез, позволяющих объяснить столь удивительный результат.
Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
Ученые из США и Швейцарии определили четыре ключевых механизма, задействованных в трансформации личности человека. Но ни один из них не сработает без самого главного — сильного желания измениться.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии