Озвучена причина переноса запуска российской ракеты «Протон-М» c обсерваторией «Спектр-РГ»

В ночь на 12 июля специалисты обнаружили трещину в трубопроводе второй ступени ракеты. Ее заделали специальным герметиком.

ghjghjghj

Ракета-носитель «Протон-М» с астрофизической обсерваторией «Спектр-РГ» (первый российский телескоп с оптикой косого падения, задача которого — обзор неба в рентгеновском и гамма-диапазонах и создание широкомасштабной карты Вселенной) изначально должна была стартовать 21 июня с космодрома Байконур. Однако запуск пришлось перенести на 12 июля из-за разрядившейся батареи «Спектра».

Рано утром 12 июля СМИ сообщили, что руководство «Роскосмоса» объявило о повторном переносе старта «Протон-М» — на следующий день. Согласно пресс-релизу госкорпорации, такое решение было принято «в связи с необходимостью получения экспериментального подтверждения от специалистов московского завода-изготовителя РН «Протон-М» технического решения по устранению выявленного на космодроме Байконур замечания к одной из систем ракеты-носителя».

Из этого объяснения мало что было понятно, к тому же «Роскосмос» никак не комментировал причину переноса миссии. Руководитель госкорпорации Дмитрий Рогозин, в свою очередь, лишь коротко отметил в своем твиттере, что старт был «непростым», и похвалил специалистов-стартовиков за отличную работу.

Космический аппарат «Спектр-РГ» перед отправкой на Байконур в лаборатории НПО имени Лавочкина / © РИА Новости

Наконец, во вторник глава пресс-службы «Роскосмоса» Владимир Устименко сделал официальное заявление: перед вторым запланированным стартом ракеты специалисты обнаружили неисправность в аппарате.

«Снижение давления в баке второй ступени ракеты-носителя из-за негерметичности трубопровода наддува бака», — констатировал Устименко.

По информации неназванного источника РИА Новости в ракетно-космической индустрии, причиной переноса запуска ракеты в самом деле стала трещина в трубопроводе наддува бака окислителя второй ступени ракеты, которую специалисты Центра Хруничева обнаружили перед самым стартом 12 июля. Он подчеркнул, что аналогичная утечка была зафиксирована еще в июне, уже после того, как было принято решение отсрочить запуск миссии и ракету сняли со стартового комплекса.

«Параллельно с заменой источника тока (в конце июня. — Прим. ред.) решался вопрос, что делать с трещиной. Предлагался радикальный вариант: срочно доставить самолетом новую вторую ступень. Однако было решено заварить трещину на месте, что и было сделано в монтажно-испытательном корпусе», — объяснил собеседник РИА Новости.

Судя по всему, в первый раз это не особо помогло, так как 12 июля была вновь зафиксирована утечка — более того, на том же месте, сообщил источник. И тогда руководство распорядилось больше не снимать «Протон-М» со стартового комплекса, а прямо там, на космодроме, срочно заварить дыру и загерметизировать этот участок клеем.

Одно из зеркал рентгеновского телескопа eROSITA, работающего на борту российской астрофизической обсерватории / © Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics

В итоге проблема была решена — и после всех последующих проверок и подтверждений российская ракета с астрофизической обсерваторией на борту стартовала 13 июля, в 15:30 (мск). Спустя десять минут разгонный блок ДМ-03 отделился от третьей ступени «Протон-М» и вскоре вывел обсерваторию «Спектр-РГ» на целевую орбиту, как и было запланировано.

А специалисты, которые «в рекордные сроки» отремонтировали ракету, получат госнаграды, сообщил Рогозин.

Судя по полученным снимкам, ядро кометы, прибывшей к нам из другой системы, уже раскололось на два фрагмента.

Еще один шаг на пути к точному распознаванию мыслей исследователи сделали, используя нейросети и опираясь на метод электрокортикограммы. Ошибки составили всего 3%.

Российская компания начала использовать обезличенные данные для составления статистики о том, как в крупных городах России придерживаются режима самоизоляции.

Некоторые патогены, передающиеся воздушно-капельным путем, разлетаются на семь-восемь метров, когда больной чихает, и на 2,5 — когда кашляет. Это ставит под сомнение безопасность рекомендуемой социальной дистанции при Covid-19.